Медиакарта
3:53 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Гимн сельскому учителю

Для новозаимского педагога Эдуарда Байера музыка стала смыслом всей его жизни

Герой моего рассказа – Эдуард Байер, учитель музыки и пения, основатель музыкального движения в Новой Заимке. Когда-то он, словно факелом, осветил обыденную жизнь села. Его одержимость, верность своему делу удивляла, покоряла и восхищала. Безграничная преданность Эдуарда Эдуардовича творчеству, детям ещё при жизни сделали его признанным деятелем культуры и просвещения. 

В Новую Заимку семья Эдуарда Байера  переехала из Ялуторовска по приглашению директора местной школы. Учителю выделили кабинет. Благодаря привезённым с собой специальным приспособлениям, ему удалось отремонтировать имеющиеся в школе нерабочие духовые инструменты. Часть необходимого инвентаря изготовили в мастерских.

Эдуард Эдуардович недолго был «чужаком»: открытый и доброжелательный, он быстро  расположил к себе местное население. Первые музыканты шли к нему скорее  из любопытства. Потом он сам стал набирать школьников в группы. Эдуард Эдуардович не искал ребят с природными задатками – длинными пальцами, особенным строением гортани или сильными лёгкими. Он приводил в музыку самых обычных детей, рассуждая, видимо, как Пабло Пикассо, что «все дети – художники». Его педагогическая интуиция позволяла подмечать наиболее музыкальных детей уже в детском саду.  Желающих попасть в коллективы художественной самодеятельности оказалось много, поэтому выбирать было из кого. Однажды записаться в хор пришли 150 человек!

С чего начинались занятия? Учитель знакомил оркестрантов со строем музыкального инструмента,  принципами извлечения из него звука, основами правильного дыхания. У него была своя система обучения нотной грамоте, благодаря которой не имеющие музыкального образования люди через два-три года играли с нотного листа. В первый же год работы Эдуарда Байера  Новозаимская  школа стала лучшей в районном смотре художественной самодеятельности. Впоследствии селяне ни разу не уступили пальму первенства соперникам, даже городским образовательным учреждениям. 

Я часто бывала в семье Байер. С младшей дочерью Эдуарда Эдуардовича Лилей мы были неразлучными подружками и сидели за одной партой. Я знала, что супруги Байер приняли на себя жесточайшие удары судьбы: депортацию из Поволжья в Сибирь, спецпоселение в Увате под административным надзором органов МВД, шестилетнюю разлуку, когда глава семейства отбывал срок в трудовой армии в Ивдельлаге. Эдуард Эдуардович уцелел чудом. Как он говорил, его спасла музыка: он понадобился начальству лагеря как руководитель духового оркестра. Бывший репрессированный Э. Байер никогда  не рассказывал о своих мытарствах.  Со стороны совершенно не чувствовалось недовольство или озлобленность супругов на свою долю. Казалось, эта семья всегда жила благополучно и счастливо. Своих детей Эрику, Юрия, Алису и Лилию они воспитывали трудолюбивыми, открытыми и честными людьми.

Учитель не чурался физического труда, управлялся по хозяйству: мог подправить забор, вскопать грядку, ухаживать за домашними животными. Вошедшему во двор бросались в глаза ухоженные ягодные кустарники, безукоризненно ровно выложенная поленница дров. Он никогда ни на что не жаловался. Думаю, все неприятности  реальной жизни воспринимались им как мелкие неудобства или временные трудности по сравнению с пережитым им ранее. Как-то раз учительница из Заводоуковска Екатерина Никитична Власова пригласила его домой настроить фортепиано. Её дочь Надежда помнит, что, когда работа была закончена, а чашка чая выпита, гость аккуратно смёл со стола хлебные крошки в ладонь и положил в рот. Отголоски тяжёлых испытаний в прошлом преследовали его всю жизнь...

В моей семье с большим уважением относились к Эдуарду Эдуардовичу, вспоминали, что порой в непогоду в галошах, с палочкой в руке он уже в пожилом возрасте обходил своих подопечных, чтобы собрать их на какое-то экстренное мероприятие.  К своему здоровью Эдуард Эдуардович относился безрассудно. Как всякого увлекающегося человека, его мало заботили питание, отдых и сон.  Его лёгкие страдали от бронхиальной астмы, и игра на духовых инструментах ему была противопоказана.  Однако Э. Байер систематически занимался индивидуальной и групповой работой с оркестрантами.  Плотный трудовой график и постоянное напряжение  были его образом жизни. 

За годы своей музыкально-педагогической деятельности Э. Байер  создал несколько массовых исполнительских коллективов: детский и взрослый хоры, духовой и струнный оркестры, ансамбли скрипачей и баянистов, эстрадно-инструментальную группу. В музыкальные кружки при школе и Доме культуры записывались не только целыми классами – в коллективах занимались семьями: Скориковы, Дружинины, Шнайдер, Сапожниковы, Филимонцевы, Мареевы, Губины, Бобуровы, Ульяновы, Боргер. Матери неблагополучных подростков приходили к учителю и просили занять делом отбившихся от рук мальчишек. Он вводил их в коллективы, и ребята становились полноправными членами оркестров. 

В то время новозаимский школь­ный духовой оркестр был единственным в области.   Вскоре пришло признание мастерства юных музыкантов: в 1966 году коллектив в составе 40 человек занял первое место в областном смотре духовых оркестров. Потом дважды становился лауреатом областных смотров в рамках Всесоюзного фестиваля самодеятельного народного творчества. А в 1980 году школьному духовому оркестру было присвоено почётное звание «Народный». Музыканты  разъезжали с концертами по населённым пунктам Омутинского и Заводоуковского районов, и везде их ждал триумф. После концерта в фойе клуба артисты устраивали для жителей сельской глубинки танцевальный вечер: исполняли фокстрот, танго, вальс. 

Выезжал в соседние сёла и деревни и хор. Его большой коллектив иногда не мог вместиться на сцене сельского клуба. В репертуаре хора были песни-марши И. Дунаевского, М. Блантера, В. Лебедева-Кумача.  Возможно, музыкальные эксперты нашли бы в исполнении коллективов самодеятельности какие-то изъяны. Однако довольно приличный его уровень оказывал мощное эмоциональное воздействие на публику.

Эдуард Байер хотел дать сельчанам представление о хорошей музыке. Он использовал разнообразный, обладающий художественными достоинствами музыкальный материал, произведения полноценного и зрелого искусства, к которому прикоснулись настоящие творцы – Глинка, Шуберт, Чайковский, Хренников... Залы, где проходили концерты, набивались битком: первые ряды старались занять родители, родственники, одноклассники, друзья и соседи «артистов». Зрители встречали и провожали выступающих щедрыми аплодисментами. Исполнители чувствовали себя почти что профессионалами, гордились своей причастностью к такому грандиозному успеху. А видели бы вы после концерта оживлённое, помолодевшее лицо Эдуарда Эдуардовича, его сияющие глаза!

В большом школьном коллективе учителю нередко удавалось находить действительно способных ребят. Так, прекрасным голосом выделился среди старшеклассников Леонид Шнайдер, при­ехавший в школу из  Колесниково. В областной газете его назвали «Лоретти», имея в виду схожесть его дисканта со знаменитым тогда итальянским певцом-подростком. Эдуард Эдуардович готовил с Леонидом для концертов красивые лирические песни. Предвидя прекрасную профессиональную певческую карьеру юноши, учитель настоял, чтобы его свозили в Москву на прослушивание к специалистам. Охотно занимался он и с другими солистами: братьями Владиславом и Сергеем Скориковыми, Андреем Шнайдером, Владимиром Рыковановым, Леонидом Сапожниковым и другими. Благодаря титаническому труду Э. Байера  музыка постепенно стала частью повседневной жизни  Новой Заимки. Удивительно, как один  человек смог ощутимо поменять атмосферу села!  

Заслуги педагога-музыканта Байера отмечены орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта» и многочисленными грамотами. Коллеги и благодарные земляки готовили документы для присвоения ему звания «Заслуженный работник культуры». Но 7 июня 1985 года Эдуард Байер ушёл из жизни. Бывшие ученики, приехавшие на его похороны, провожали учителя в последний путь траурной мелодией, передавая инструменты из рук в руки. Это был единственный случай, когда духовой оркестр Байера играл без своего руководителя.

Последователи Эдуарда Эдуардовича Владимир Губин, Галина Ситникова, Андрей Шнайдер, получив музыкальное образование, продолжили его дело – вели коллективы художественной самодеятельности в сельских клубах. Удачная карьера сложилась у музыканта Владимира Владимирова: в школе он запомнился трубачом, исполняющим «Неаполитанскую песенку» П. Чайковского. После выпуска его пригласили в областной инструментальный оркестр «Ровесник», затем В. Владимиров стал директором тюменского Дома культуры «Железнодорожник». В составе губернского оркестра ему довелось побывать во Франции на смотре духовых оркестров.

Абсолютный слух и способности Эдуарда Эдуардовича передались и его потомкам.  Старшие Эрика и Юрий получили музыкальное образование. Дочь Лилия, окончив хореографическое отделение училища культуры, 45 лет проработала в городе Невьянске Свердловской области на разных должностях. Внук Константин Каврус окончил музыкальное училище по классу баяна, а правнучка Анна Шустова – консерваторию по классу скрипки.  Три праправнучки Э. Байера – Диана, Елизавета и Мария Третьяковы обучаются в тюменской музыкальной школе «Лира». Дочь Алиса стала  преподавателем иностранных языков. 

Моим современникам посчастливилось знать и общаться с дорогим Эдуардом Эдуардовичем, чувствовать неповторимую органику талантливого музыканта. Мы всегда будем помнить этого не­утомимого творца-труженика, хранить и беречь в душе разожжённый им огонь.

Отрадно, что об этом неординарном человеке знает и молодое поколение новозаимцев: в школьном музее оформлена экспозиция об Эдуарде Байере, а на здании сельского учреждения образования есть мемориальная доска с текстом: «В этой школе работал учителем музыки и пения организатор сельской художественной самодеятельности, руководитель народного оркестра духовых инструментов Байер Эдуард Эдуардович».

Галина МЕДВЕДЕВА, руководитель заводоуковского родословного общества «Истоки». Фото из архива автора