В Заводоуковском краеведческом музее часто проходят интересные встречи. Одна из таких была пару недель назад. В наш город из Тюмени приехал Даурен Маутов со своим питомцем – беркутом Зевсом.
– Охота с ловчими птицами была популярна и в России, и в Казахстане. Но беркутчи – так у нас, казахов, называют охотников с беркутами – в моём роду не было. А вот я мечтал о таком орле с самого детства, – признаётся Даурен.
Сначала наш собеседник наблюдал за птицами, читал о них в книгах и интернете. А пять лет назад принёс домой первого пернатого питомца – сокола пустельгу. Потом были ястреб-тетеревятник и балобан. Их Даурен держал недолго. Ловчие птицы легко возвращаются в природу, так что питомцев своих парень со временем отпускал. Но расставаться с Зевсом не планирует.
– Ему всего четыре месяца, – говорит Даурен. – В природе беркут уже сам бы добывал себе пропитание, но пока я кормлю его только с руки – так у птицы вырабатывается привязанность к человеку. Через год начну учить его охотиться, но и тогда отпускать Зевса будет опасно. Оставшись один, он может начать охотиться на кошек и собак – для такого крупного орла они лёгкая добыча. Да и стоит беркут почти как автомобиль.
Зевса Д. Маутов купил у заводчиков под Москвой. Парню предлагали орлицу – они больше самцов и могут добыть даже волка. Но наш гость сделал свой выбор.
– Беркут – птица серьёзная, до неё сокольничему дорасти надо, – убеждён Даурен. – Наказывать его нельзя – обидится. А уж если мясо у него отобрать – может и когтями ударить. С орлом нужно только лаской. Но не дай бог показать слабину или страх – тогда хозяином станет уже он.
Пришедшие на экскурсию в музей второклассники засыпали Д. Маутова вопросами. Гость Заводоуковска рассказал ребятам, что весит Зевс уже больше трёх килограммов и может прожить до 50 лет. Птица способна разглядеть в траве зайца с высоты двух километров, а ещё приблизить изображение добычи – словно биноклем.
Сам же Зевс пристально рассматривал школьников и был доволен всеобщим вниманием. Иногда он расправлял свои мощные крылья, размах которых почти два метра, будто пытаясь взлететь.
– Мы живём в частном доме. Я сделал Зевсу специальный насест, где он может полетать на длинной привязи. Такое большое путешествие мы совершаем впервые, но беркуту уже пора привыкать к машине – не далёк тот день, когда мы поедем на охоту, – заканчивает разговор Даурен.