Медиакарта
13:39 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Паровоз, тепловоз, электровоз –  больше века в пути

По данным краеведа Сергея Захарова, первый гудок паровоза на нашей земле прозвучал 9 мая 1910 года. Тогда на место будущей станции Заводоуковской прибыл поезд со строителями железной дороги Тюмень–Омск.

Вскоре паровозы стали у нас постоянными гостями. Регулярное движение на железной дороге началось 1 ноября 1913 года. Тогда на станции Заводоуковской останавливались все поезда, идущие по Транссибу.  Локомотивы заправлялись здесь чистейшей водой из реки Ук. Тогда водонапорная башня была самым высоким строением в окрестностях.

В конце 1930-х маленькие паровозы серии О, так называемые «овечки», на путях станции Заводоуковской сменили более мощные локомотивы. Дело в том, что в 1936 году нашей железной дороге присвоили имя Лазаря Кагановича, руководившего в те годы ведомством путей сообщения. «Железный нарком» помогал «своей» дороге: перед войной новые рельсы, способные принимать самые тяжёлые поезда, проложили до самого Вагая. А вот дальше, на Омской железной дороге, пути остались старые, и прибывавшие из центра России эшелоны приходилось делить на два состава.

В те же годы паровозы «обзавелись» в Заводоуковске собственным «домом». В 1938 году началось строительство лесовозной ветки на Лебедёвку и Новый Тап, и для подвижного состава неподалёку от элеватора устроили депо. На «железке» крупнейшего в стране Заводоуковского лес­промхоза паровозы трудились долго, хотя от искр из их топок порой случались лесные пожары.

А вот на магистральных путях паровые локомотивы постепенно сдавали свои позиции. С конца 1950-х годов начался переход Свердловской железной дороги (так наша магистраль стала называться с 1944 года) на тепловозную тягу. Паровозы же постепенно вытеснялись на вспомогательные работы. По воспоминаниям старожилов, последний маневровый паровоз работал на станции Заводоуковской до конца 1970-х.

Сегодня и тепловоз на магистрали увидишь нечасто. В 1983 году участок Свердловской железной дороги Войновка–Вагай был электрифицирован. Так что стремительные пассажирские и тяжёлые грузовые поезда ведут через наш город современные красавцы-электровозы.

Но один тепловоз всё же стал постоянным обитателем станции Заводоуковской. Яркий маневровый локомотив по сей день деловито снуёт по путям.

Алексей СЕВОСТЬЯНОВ. Фото Ольги Мясниковой и из фонда Заводоуковского краеведческого музея