Медиакарта
3:30 | 20 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

И шум станков, и запах типографской краски

День печати считают своим профессиональным праздником газетчики и те, кто непосредственно выпускает периодику в свет. И пусть заводоуковская типография прекратила своё существование в начале 2000-х, но среди жителей нашего города есть те, кто может вспомнить о непростом и любимом деле.

Заводоуковец Николай Киселёв отдал профессии печатника без малого три с половиной десятка лет. Однако в юности Николай Васильевич даже предположить не мог, что шум печатной машины будет сопровождать его всю трудовую жизнь.

– После школы я, как и многие мои сверстники, выучился на шофёра и даже успел покрутить баранку, но оказалось, что это не моё, – рассказывает Николай Васильевич. – Случайно узнал, что в местную типографию требуются кадры. Пыльной и вредной для здоровья работы я не испугался. И в середине 1970-х стал учеником печатника.

Заводоуковская типография располагалась в подвале здания администрации района. Здесь печатали различную бланочную продукцию – путевые листы, накладные, а также пригласительные билеты, грамоты и газету «Советское Зауралье». Сотрудники типографии гордились тем, что делали районку и первыми узнавали местные новости. Ведь всевидящего и всезнающего интернета тогда не было! По словам Николая Киселёва, с газетчиками – главными редакторами Александром Мироновым, а затем Леонидом Ложкиным и журналистами – печатники были очень дружны. Да и в самой типографии царила хорошая атмосфера.

– Коллектив был стабильный, творческий, озорной, – продолжает Николай Васильевич.– Вместе со мной работали Георгий Глебович Велижанин, Галина Георгиевна Мерзлякова, Татьяна Сергеевна Попова (Дмитриева), Вера Павловна Кондратьева, Фаина Давыдова. Директором в ту пору был Николай Васильевич Суворов, человек честный и справедливый. Он использовал любую возможность, чтобы получить заказы – понимал, что работа у нас сдельная. При нём на зарплату мы не жаловались. Не раз заводоуковская типография становилась победителем соцсоревнования, и мне доверяли нести на демонстрациях переходящее Красное знамя. За вредные условия труда профсоюз выделял нам путёвки на юг, и я – простой рабочий – ездил отдыхать в Гагры.

Николай Киселёв трудился на ручной машине, куда нужно было заводить по одному листу бумаги. Это требовало определённого опыта. Нелёгкий труд был у наборщика, который весь день стоял на ногах и превращал металлические буквы в слова и строчки, а также у верстальщика, формировавшего макет газетной полосы. К слову, наш герой постепенно освоил и эти специальности.

Со временем на смену старым печатным станкам пришли самонакладные машины, которые уже автоматически подавали бумажные листы для печати. Появилась в типографии и копировальная машина. В 2000-е типографское производство в Заводоуковске закрылось. Николай Киселёв, который не мог представить себя без грохота механизмов, кип газетной бумаги и типографской краски, устроился слесарем-сантехником в районную больницу, откуда и ушёл на пенсию. Побывав у нас в редакции, он ещё раз подивился невероятной тишине, компьютерной вёрстке газеты и принтерам, которые есть на каждом столе сотрудников, а также тому, как быстро некогда востребованные профессии наборщика, линотиписта, печатника канули в Лету.

Автор: Ольга МЯСНИКОВА. Фото из личного архива Николая Киселёва