Медиакарта
10:06 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Победы и поражения на спортивной арене!

Победы и поражения  на спортивной арене!
10:26 | 17 декабря 2010
Источник: Светлый путь

Споткнулся, упал – вставай и иди дальше! Таково жизненное кредо настоящего спортсмена.

Для того чтобы дойти до финиша, обойти соперника, ему нужно быть быстрым и стремительным. Чтобы забить в ворота противника гол и выиграть матч, футболист должен быть метким и ловким. Чтобы устоять на ринге и не пропустить удар, боксёр должен быть смелым, выносливым и невозмутимым. В любом виде дисциплин спортсмен – это боец, он борется за победу, отстаивая честь и достоинство.

Но как правильно преодолевать эти непростые шаги к успеху подростку, школьнику? Кто научит его необходимым знаниям и навыкам, кто укрепит в нём дух спортсмена? Конечно же, хороший наставник!

Ежегодно с декабря по октябрь в Нижнетавдинском районе проходит спартакиада учащихся образовательных учреждений. Спортивные мероприятия проводятся при поддержке управления образования, автономного учреждения «Спорт и молодёжь», детско-юношеской спортивной школы. Школы готовят детей на местах, где юные спортсмены под началом учителей физической культуры проходят «курс молодого бойца». Управление образования обеспечивает транспортом и питанием. АУ «Спорт и молодежь» предоставляет площадку для состязаний (с этого года местом встречи спортсменов стал спорткомплекс «Нижняя Тавда») и готовит дипломы, грамоты, медали, кубки. Спортивная школа выполняет судейство. Взаимодействие этих структур обеспечивает профессиональную массовую подготовку юных спортсменов на областной этап.

Есть у районной спартакиады и свои минусы – ежегодно, словно по сценарию, победу в ней одерживают одни и те же команды – Андрюшинской, Велижанской и Нижнетавдинской школ.

Вот и на этот раз первое место за андрюшанами, второе – за нижнетавдинцами и третье – за велижанскими детьми! Участники соревновались в таких дисциплинах как мини-футбол, лыжные гонки, волейбол, городошный и гиревой спорт, лёгкая атлетика, лапта, футбол, кросс, теннис и шахматы. Всего в этом году в спартакиаде приняло участие 1536 школьников!

В чём секрет постоянных побед данных учебных учреждений, и в чём причина поражений остальных? За ответами на эти вопросы мы пришли к главному судье районной спартакиады, тренеру-преподавателю МАУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» (ДЮСШ) Олегу Коркину.

–Восемнадцать школ плюс ПУ-50 участвуют в ежегодной районной спартакиаде, а призёры всё те же. Почему?

–Всё дело в том, что сегодня дети отдают предпочтение мини-футболу, лыжным гонкам, лёгкой атлетике, волейболу. Лапта, городки, шахматы, гири их почти не интересуют. Они ими занимаются нерегулярно, непостоянно. Почему? После занятий детям хочется движения, хочется побегать, попрыгать. Да и не во всех школах есть тренеры, которые бы занимались с ребятами именно данными дисциплинами. Но у нас в районе есть хорошо осваиваемые виды спорта, не входящие в положение спартакиады. На методобъединении физкультурников мы обязательно поднимем вопрос о замене некоторых видов другими, например, лапту на дзюдо. Ведь цель спартакиады – не только выявить сильнейших, но и привлечь максимум детей к занятиям спортом.

Не секрет, что с каждым годом уровень подготовки участников районных соревнований становится всё ниже и ниже.

–Неужели всё действительно так плохо?

–Спартакиада – это систематическая, комплексная подготовка учащихся. Чтобы перейти на другой, более высокий уровень, её нужно развивать, совершенствовать, ориентируясь на особенности физкультурно-спортивного образования в районе. К сожалению, такая ситуация складывается из-за нежелания детей заниматься спортом, вести здоровый образ жизни. Да к тому же, в школах не хватает кадров и спортинвентаря.

Мнение тренера…

Евгений Базадыров, тренер детско-юношеской спортивной школы по дзюдо, судья районной спартакиады школьников по шахматам.

–Как показала спартакиада этого года, такой вид спорта, как шахматы, становится всё менее популярным и востребованным молодёжью. Из девятнадцати образовательных учреждений района удалось собрать всего пять-шесть команд по три человека в каждой. Если в училище шахматы включены в программу занятий, то в школах такой практики нет.

Кстати о кадрах и спортинвентаре…

В каждом общеобразовательном учреждении есть преподаватели по физической культуре, но со специальным образованием работает только четыре педагога: в Нижнетавдинской, Велижанской и Антипинской школах.

Что касается оснащённости учебных учреждений спортинвентарём, то школы оснащены им на 60%. Средства на приобретение инвентаря, которые определяют руководители образовательных учреждений самостоятельно, выделяются из целевой субвенции на образование государственного стандарта.

Стремиться только к высоким результатам

Вместе с директором спортивной школы Ольгой Куксгаузен мы побывали в Велижанах и Андрюшино, чтобы узнать, какое место в жизни школьников занимает физическая культура и спорт.

Каждый педагог, как с небольшим опытом работы, так и со стажем, знает, как непросто работать с нынешним молодым поколением. К ребятам младших классов нужен один подход, к подросткам – другой. Все дети разные и по характеру, и по способностям.

В муниципальном образовательном учреждении «Велижанская средняя общеобразовательная школа» более четырёхсот учащихся. Александр Ювко учителем физической культуры работает всего три с половиной года, хотя его общий трудовой стаж составляет двадцать лет.

–С детьми, конечно, непросто, – признаётся Александр Дмитриевич, – а когда их много и они разных возрастных категорий, сложно вдвойне. Радует то, что среди моих учеников есть от природы талантливые дети, которые и физкультурой с удовольствием занимаются, и различные спортивные секции посещают. Есть ребята, которых привлекают несколько видов спорта, они постоянно участвуют в районных соревнованиях. А когда у детей что-то получается, когда они побеждают, то появляется вера в себя, стремление к высоким результатам.

Надо сказать, что условия в учебном учреждении, к счастью, позволяют обеспечивать учащимся здоровый образ жизни. Есть просторный спортзал с волейбольной площадкой, теннисным столом. Тренажёрный зал снабжён различным инвентарём, на школьной спортплощадке возведён корт. В тёплое время дети здесь играют в футбол, волейбол, зимой – в хоккей. Спортивные секции по волейболу, футболу, баскетболу, русской лапте, силовой гимнастике и лыжам в учебном учреждении заработали в обычном режиме с октября. Всего их посещает около двухсот человек.

–Работа учителя физкультуры, как и любого педагога, – говорит тренер, – это огромный труд, который требует много времени и сил.

Ну что, отправляемся дальше?!

«Нужно сделать всё, чтобы ребёнок полюбил спорт»

В районе в различных видах спортивных дисциплин задействовано 54% школьников. В МОУ «Андрюшинская СОШ» чуть более восьмидесяти учащихся, ходят в секции 50%.

Николай Колодезных – учитель физкультуры Андрюшинской школы. Более двадцати лет он работает в данном учреждении, за это время вырастил не одно поколение спортсменов, не имея при этом специального образования.

На его уроках всегда стопроцентная посещаемость, и мы в этом успели убедиться, побывав на уроке физкультуры.

Все ребята – в спортивной форме, все беспрекословно выполняют команды тренера. Дети умеют слушать, они знают, что такое дисциплина, у них есть необходимые знания и умения. И в этом заслуга их наставника.

–Николай Васильевич, как Вы добились такого взаимопонимания с учениками?

–Чтобы ребёнок полюбил спорт, нужно его на это зарядить. Бывает так, что мои ребята не хотят участвовать в соревнованиях, боятся. Начинаю уговаривать, успокаивать, настраивать на победу.

–В чём же всё-таки секрет ваших спортивных побед?

–В постоянных усиленных тренировках, в упорной подготовке ребят к соревнованиям и, безусловно, в совместной работе с тренером, профессионалом своего дела Александром Ивановичем Мышкиным – заведующим спорткомплексом «Андрюшинский». Мы вместе готовим юных спортсменов к спартакиаде.

Кстати, сын Николая Васильевича Евгений является мастером спорта по лыжным гонкам.

Пообщались мы и с ребятами. Семён Банников, учащийся 8 класса, занимается спортом два года. Его стихия – лыжи. В прошлом сезоне юноша впервые участвовал в районных соревнованиях и выиграл свою первую медаль!

–Кроме лыжных гонок, – говорит спортсмен, – я занимаюсь футболом и волейболом. Мои достижения в спорте – это заслуга моего тренера.

Вячеслав Ларионов учится в 9 классе, увлекается несколькими видами спорта.

–Лыжи, городки, футбол, волейбол… Не слишком много для начинающего спорт-смена?

–Нет, в самый раз. Спорт для меня – это здоровый образ жизни, отличная возможность всегда быть в хорошей физической форме. В дальнейшем мне хотелось бы заниматься им профессионально.

Иван Мышкин и Анатолий Зырянов также одни из лучших в школе и районе. Ребята занимаются футболом, волейболом, гиревым спортом, но особое предпочтение отдают зимним видам – лыжам и хоккею.

У учащихся школы есть замечательная возможность вести здоровый образ жизни, ведь в сельском спорткомплексе созданы для этого все необходимые условия.

Директор МОУ «Андрюшинская средняя общеобразовательная школа» Татьяна Ивановна Покрышкина уверена, что учебному учреждению очень повезло с преподавателем физкультуры и тренером.

В Андрюшинской школе всегда особое внимание уделялось спорту ещё с тех времён, когда за здоровье детей отвечал Иван Фёдорович Мышкин. Именно он организовал в подвальном помещении учреждения зал для занятий гирями. Его дело продолжил сын Александр.

Татьяна Ивановна призналась, что каждый раз, когда её ученики отправляются на спартакиаду, она их провожает, а при возвращении встречает.

–Поддержать детей в такой момент – это мой долг, – говорит директор, – и, защищая честь своей школы, юные спортсмены должны знать, что я за них «болею».

В этом году районная спартакиада образовательных учреждений была юбилейной, стартовав в двадцать пятый раз. Есть ли у неё будущее? Встретятся ли увлечённые, сильные и энергичные снова на спортивной арене? Надеемся, что да, потому что база для развития спортивных талантов у нас имеется.

Елизавета КУН,

Валерий КОМПАНЕЕЦ (фото)