Археологи и дорожные строители, несмотря на извечный антагонизм, в большом проекте «Улица Ленина. Реконструкция» движутся синхронно.
Археологи по своему плану уже завершили первый раскоп и сейчас приступили ко второму. Он длиной метров 50, устраивается вдоль четной стороны улицы Ленина. Пока раскопом его назвать трудно: экскаватор содрал асфальтовое покрытие улицы и то, что было под ним, а теперь археологи и волонтеры вручную, штыковыми и совковыми лопатами добираются до мягкого грунта.
Хотел бы уточнить: охотники за прошлым внимательно следят за работой своих соперников-друзей. Так, две недели назад строители, прокладывая теплотрассу по нечетной стороне улицы рядом с облвоенкоматом, наткнулись на захоронение. Как сказала Ирина Чикунова, они обнаружили 38 захоронений, относящихся к концу XVI – началу XVII веков.
– Эти находки и через четыре сотни лет потрясают. Там были похоронены не только взрослые, но и младенцы с не прорезавшимися зубами.
Никто не знает, от чего они умерли. Но, скорее всего, в условиях фронтира (границы) трудно было выживать детям. Однако пришедшие в Сибирь все равно селились здесь, строили дома, рожали детей…
Кстати, о домах. Второй раскоп – здесь был уже не острог, а прилегающий к нему посад. Не крепость, которая помогала обороняться от враждебной Степи, а просто человеческое жилье, где селились крестьяне, охотники, потянувшиеся в Сибирь следом за воинскими отрядами царских воевод. Археолог Татьяна Рафикова говорит, что они надеются обнаружить остатки этого посада, его жилищ. Какое это было жилье? Из чего оно строилось? Надеемся, что земля ответит на эти вопросы. Теперь дело за открытиями.
– А пока приходится орудовать лопатами, – говорит Татьяна Рафикова.
– И сколько же земли вы переместили за свою жизнь в археологии?
– Да кто ж ее сосчитает. Если решат, что весь переработанный грунт надо складывать в мешки, тогда и узнаем. В каждый строительный мешок как раз входит одна тонна.
Фото Никона Лейкина