Подходит к концу 2010 год - Год учителя. Он был посвящён тем, кто изо дня в день отдаёт все свои физические и духовные силы молодому поколению. Настало время подводить итоги, оценивать результаты и строить планы на будущее. Об итогах Года учителя говорили в клубе деловых и интересных встреч, заседание которого состоялось в редакции 10 декабря 2010 года с участием педагога-психолога школы №1 Ольги Александровны Голендухиной, учителя математики Любови Александровны Щураковой, учителя истории Натальи Михайловны Лотовой (школа №3), учителя русского языка и литературы Елены Григорьевны Чумаковой, учителя математики Ольги Михайловны Кинсфатер (школа №2), учителя русского языка и литературы Марии Петровны Лучкив, учителя истории Жаслана Кикпаевича Омарова (школа №1), директора Готопутовской школы Елены Николаевны Ноговициной, заведующей методическим кабинетом отдела образования Натальи Сергеевны Штриккер и корреспондентов газеты «Знамя труда».
- Что дал год уходящий учительству Сорокинского района?
О.А. Голендухина: Действительно, Год учителя заканчивается, отчасти грустно, но всё равно хорошо, что нам посвятили целый год! Год, честно говоря, был не из лёгких, но встряхнул нас , навеял новые мысли. Учителя смогли осознать в полной мере всю свою деятельность.
К главной цели 2010 года, заявленной как «формирование положительного образа учителя, поднятие престижа этой профессии», сделаны большие шаги, и Год учителя является только началом, то есть стартом по решению многих задач, поставленных перед системой образования. То, насколько был удачным этот старт, мы видим непосредственно в своих школах, сотрудничая с отделом образования и департаментом образования, наблюдаем в повышении качества образования, в росте инновационной активности педагогических коллективов. Однако, как и в любом другом начинании, в этой задумке есть сильные и слабые стороны. Сегодня и хотелось бы коснуться их.
В настоящее время бурно обсуждаются новые стандарты образования, которые мы получили как раз в Год учителя. Появились новые системы требований к современному учителю, подходов к обучению. Среди положительных моментов стоит отметить тот факт, что внимание педагогам уделялось в большей степени. В связи с этим в школы района увеличился приток молодых специалистов, этого не наблюдалось ещё несколько лет назад. Им уделяется особое внимание: участие в различных программах, в том числе и по национальным проектам, даются социальные гарантии. За последний год ряды педагогического коллектива Сорокинской школы N1 пополнились тремя молодыми специалистами, значит, школа наполнилась новыми свежими идеями, подходами, веяниями. Всё это радует, повышает оптимизм.
Е.Н. Ноговицина: Хотелось бы, чтобы вливания молодых специалистов в школьные коллективы происходили своевременно и в дальнейшем. Ведь это замечательно и правильно, когда в одном коллективе работает сразу три поколения педагогов. В последнее же время ситуация стала складываться таким образом, что в основном педагогические коллективы состоят из учителей старшего и среднего поколений, это касается и возраста, и стажа работы.
Год учителя многие вопросы сдвинул с мёртвой точки, помог каждому педагогу оценить значимость своей профессии, ведь именно от учителя во многом зависит, как будет развиваться общество в дальнейшем. Лично мне, как руководителю школы, 2010 год дал некий импульс к дальнейшим серьёзным действиям, свершениям в работе. Стремлюсь организовать работу школы таким образом, чтобы активнее в её жизни и в жизни детей принимали участие родители.
Ж.К. Омаров: Работаю в Сорокинской школе N 1 совсем недавно, все прелести Года учителя пока не успел прочувствовать на себе. О необходимости специалиста по моему профилю узнал из сайта Министерства образования и науки РФ. Оставил резюме и уехал на отдых в Казахстан. По возвращении получил предложение стать учителем истории в Сорокинской средней школе N 1.
Со всеми проблемами учительства я знаком не понаслышке, в семье много педагогов. Год учителя дал толчок к решению некоторых из них. Лично мне он дал мою работу, сложную и интересную. Сразу отметил для себя такой момент, которого не было в мои школьные годы: дети имеют прекрасную возможность заниматься научной работой с тем или иным руководителем.
- Имеют ли эти детские научные работы практическое значение в современной жизни?
Л.А. Щуракова: Конечно же, имеют. На этапе планирования научной работы руководитель всегда смотрит на неё с точки зрения практики. Только убедившись в том, что работа интересна с практической точки зрения, и взглянув на неё глазами ученика, предлагает работать над ней детям. Ребёнок видит конкретную проблему иначе, чем взрослый, ему интересно исследовать и узнавать новое, поэтому он обрабатывает её, не погружаясь глубоко в науку, а с практической стороны. Затем совмещённая теория руководителя и практика ребят внедряются в школьную жизнь. Например, учащиеся Жидоусовской школы решили проблему школьного расписания. Изучив схему, дети построили его таким образом, чтобы предметы чередовались, давая возможность и поработать, и отдохнуть.
- За вашу педагогическую деятельность сменилась не одна реформа образования. На каком этапе развития она стала вам более интересной?
Е.Г. Чумакова: Всё новое всегда воспринимается с некоторым страхом. Так было в 80-е годы, так это и сейчас. Нововведение – государственный стандарт «Школа полного дня», экспериментальной площадкой для которого стала Сорокинская школа N 2. Оно тоже не стало исключением. Сейчас, спустя несколько месяцев, первоклассники втянулись в такой режим работы, втянулась и их учительница Т.А. Новосельцева. Оказалось, что такой госстандарт удобен многим родителям, ведь малыши до 15.00 находятся под присмотром опытных педагогов, развиваются по разным направлениям, дважды питаются в школьной столовой, занимаются исследовательской работой. Как будет двигаться реформа дальше, покажет время. Сегодня я вижу много проблем (ведь со следующего года такой госстандарт будет введён во все школы района). Где будем брать педагогов дополнительного образования, чтобы развивать всех детей, как будет осуществляться подвоз первоклассников? Есть и другие проблемы.
Н.С. Штриккер: Вторую половину дня у первоклассников теперь можно считать учебно-развивающей. Сразу после горячего обеда с малышами занимаются педагоги и развивают их не менее, чем по десяти направлениям. Ребёнок имеет возможность определиться со своими интересами, вкусами и способностями в спорте, танцах, художественно-прикладном творчестве.
- Всегда особое значение уделялось взаимосвязи семьи и школы. Сегодня она рассматривается на другом уровне. Что изменилось?
М.П. Лучкив: Проблемы между учителями и родителями возникали во все времена. Но раньше родители с большим вниманием и уважением относились к педагогам и учили этому своих детей. Сегодня родители не всегда адекватно воспринимают претензии в адрес своих детей, не всегда прислушиваются к советам педагогов. Работать с родителями, скажу откровенно, стало сложнее. Однако остаются и те родители, которые очень заинтересованы в положительных результатах своего ребёнка, прислушиваются к советам учителя, делают правильные выводы, работают со своими детьми.
В текущем году учителя проявляли себя, как могли, кто действительно чего-то хотел, тот добивался. Государству нужно обратить ещё большее внимание на молодых учителей, помогать им. Ведь о каком учебном процессе может идти речь, когда у молодого специалиста нет своего жилья, и он, день отстояв у доски, идёт в никуда? Обустроенность учителя - это важный фактор в цепочке образовательного процесса.
- Вопрос ЕГЭ занимает большое место в современной школе. Нужен ли единый государственный экзамен школе и детям?
Е.Н. Ноговицина: Однозначно нужен. Он очень уравнивает шансы всех детей - и городских, и сельских, и деревенских поступить в желаемое учебное заведение. Убедилась в этом на примере собственного сына.
М.П. Лучкив: Этот экзамен имеет много положительных сторон. Ведь, получив сертификат о сдаче ЕГЭ, ребёнок имеет возможность сдать его сразу в несколько учебных заведений и по результатам выбрать наиболее нужное и интересное для себя. Раньше мы этого были лишены. Не поступив в один вуз, приходилось ждать следующего года, чтобы вновь попробовать свои силы. Может, просто нужно сделать так, чтобы сдавали его не все?.
- Каким образом ведётся работа в ваших школах с неблагополучными семьями, с детьми?
О.А. Голендухина: В составе специальной комиссии мы выезжаем в такие семьи, выясняем, по каким причинам нет ребёнка в школе, обследуем жилищно-бытовые условия, обеспечиваем по мере необходимости ребёнка необходимым, доставляем его в школу, если он здоров и может посещать её. К счастью, таких семей немного.
- Кто вперёд научит ученика - учитель или компьютер?
Ж.К. Омаров: Компьютер для современных детей имеет большое значение. Всё больше времени школьники проводят за ним: они играют, получают знания, но вложить нормы морали, очеловечить, сделать ребёнка личностью сможет только учитель.
Подготовила к печати
Оксана ЛАКМАН.
Фото Тамары БЫЧКОВОЙ.