Управление Росреестра по Тюменской области разъясняет актуальные вопросы в сфере учета и регистрации недвижимости. В частности, в каких случаях и как снять объект недвижимости с кадастрового учёта.
Разъясняет начальник отдела государственной регистрации объектов недвижимости жилого и нежилого назначений Управления Росреестра по Тюменской области Лариса Никитина.
При каких условиях необходимо снимать объекты с кадастрового учета?
Снять объект с кадастрового учёта можно в связи с его гибелью или уничтожением. Например, объект сгорел, разрушился или был снесен. Это может быть отдельно стоящее здание, сооружение, а также расположенное в здании помещение (например, квартира).
Какие документы необходимы?
Чтобы снять с кадастрового учета объекты недвижимости, необходимо представить в орган регистрации прав следующие документы:
– заявление о снятии с учета объекта недвижимости. Как правило, его составляет сотрудник МФЦ при приеме документов.
ВАЖНО! Если на такой объект зарегистрировано право собственности, то заявление подается одновременно и на снятие с кадастрового учета, и на регистрацию прекращения права собственности. Если у объекта несколько собственников, то заявление подается всеми правообладателями. Также с заявлением может обратиться представитель правообладателя на основании нотариально удостоверенной доверенности;
– правоустанавливающий документ на объект недвижимости, который вы снимаете с кадастрового учета. Он необходим, если права на объект не были зарегистрированы в ЕГРН;
– акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости. Документ составляется кадастровым инженером по итогам осмотра места нахождения объекта недвижимости. Он подтверждает, что уничтожена часть здания, в котором было расположено помещение, или же все здание целиком.
– судебное решение, если объект снимается с учета по решению суда;
– документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя заявителя.
Отметим, что Росреестр упростил процедуру снятия с учета объектов, прекративших существование. Еще в сентябре 2021 года Минюст РФ зарегистрировал приказ Росреестра, устранивший административные барьеры в процессе снятия с кадастрового учета объектов капитального строительства, которые прекратили свое существование. В частности, приказ содержит перечень документов в акте обследования, которые предоставляются в орган регистрации прав исключительно при их наличии. Если таких документов нет, то акт обследования готовится без них и указывается причина их отсутствия. Это упростило для правообладателей процедуру снятия объектов с кадастрового учета и способствовало актуализации сведений ЕГРН.
Среди документов, отсутствие которых не станет препятствием для снятия объекта с учета:
· решение собственника о сносе объекта недвижимости;
· уведомление о завершении сноса объекта для органов местного самоуправления;
· решение органа исполнительной власти субъекта или муниципального образования о признании объекта аварийным и подлежащим сносу;
· решение об изъятии земельного участка и находящихся на нем объектов для государственных или муниципальных нужд;
· решение о комплексном развитии территории, на которой был расположен объект и другие.
Куда подавать документы для снятия объекта с кадастрового учета?
Подготовленный пакет документов можно представить следующими способами:
· в бумажном виде при личном визите в МФЦ;
· в электронном виде (при наличии сертификата усиленной квалифицированной электронной подписи) через личный кабинет на официальном сайте Росреестра;
· дистанционно, заказав выездное обслуживание филиала ППК «Роскадастр» по Тюменской области.
В результате проведения учетных действий заявителю или его представителю будет выдана выписка из ЕГРН об объекте недвижимости. В графе «Статус записи об объекте недвижимости» будет указано, что объект снят с кадастрового учета и отмечена дата его снятия.
За снятие с кадастрового учета объекта недвижимости и регистрацию прекращения права на объект, прекративший свое существование, государственная пошлина не взимается.