В победном мае мы с гордостью говорим о ветеранах Великой Отечественной войны. А также вспоминаем о детях, которым выпало страшное, голодное детство, опалённое войной.
Это поколение тесно примыкает к ветеранам и помнит военное и послевоенное время. Викуловчанка Валентина Степановна Печкурова родилась в 1940 году. Когда отца Степана Дмитриевича Антонова забрали на фронт в 1941-ом, она ещё в зыбке лежала. Потому отца не помнит. С войны он не вернулся – погиб в битве за Сталинград. Его сослуживец и земляк по фамилии Мартюшев сообщил об этом родным. Они вместе воевали на танках. «Мало нас, танкистов, в ту пору выжило», - рассказывал он семье Степана о сражении.
Осталась его жена Екатерина Петровна одна с семерыми детьми: пятеро было своих, и двое - мужа от первого брака. Первая жена Степана умерла. Долго не могла вдова оформить пособия, так как муж числился пропавшим без вести. Но в итоге добилась, и жить стало немного полегче.
Проживала семья Антоновых в Скрипкино. Екатерина Петровна работала на ферме, пасла коров, телят, овец. Дети ей помогали, как могли. Старшие Анна и Саша по семь классов окончили, поехали в Омск – на фабрично-заводское обучение. Мать отправляла им с собой сухой тёртой картошки – крахмал, на кисели. А больше нечего было отправить. Хлеба не видели. Ели в основном крапиву, медунки, язычки, пучки – травы такие съедобные. А как сходил снег, шли на поля в поисках мёрзлой картошки. Если находили, пекли из неё лепёшки. На Пасху собирали по деревне яйца, пекли шаньги и ватрушки.
- Мама уходила на работу – темно было, и приходила – темно, -- вспоминает Валентина Степановна. – Мы держали скот, сдавали шкуры государству – не глядели, что большая семья. Молоко сдавали, тоже государству. Придёшь на молоканку, жир из молока выкачают, а нам обрат отдают. С него творог варили. Я семь классов окончила и пошла на ферму -- матери в помощники, навоз возила. На следующую зиму мне коня доверили. Возить-то навоз не проблема, а вот долбить его, когда застынет, – это уже другое дело.
Так прошёл год, а потом освободилось место доярки. Приняла Валентина коров. Закрепили за ней пятнадцать голов. Вставать приходилось в четыре часа утра. Вернётся с дойки, поспит чуть-чуть, к одиннадцати опять идти на ферму. А в семнадцать часов нужно было вновь отправляться на работу. Всё делала вручную. И так – восемь лет, до третьего декрета. За период работы дояркой Валентина вышла замуж за Якова Емельяновича.
Потом муж устроился мастером на льнозавод в Викулово и через год забрал в райцентр семью. Здесь им дали квартиру. Позже построили свой дом, в котором Валентина Степановна живёт и сейчас, только уже без мужа... Нет в живых и её детей Владимира и Евгении. Сын Сергей, 1961 года рождения, живёт в Подмосковье.
Валентина Печкурова на пенсии. Из хозяйства – огород, две кошки, собака. В её доме много комнатных растений и вышитых картин. Раньше она любила вышивать, сейчас зрение не позволяет заниматься любимым делом. Научилась этому искусству ещё в детстве, только ткани и ниток для рукоделия тогда не было. Помнит, как с ткани от материных медалей вытаскивала нитки для шитья.
- Мама научила меня вышивать крестом и гладью, -- рассказывает она. – Сама больше шерстью занималась. Веретено у неё в руках свистело ночами. Когда и спала только! Вечером придут к ней женщины, соберутся вместе, то плачут, то поют. Кто вяжет, кто прядёт…
Кроме фермы, Валентина Степановна проработала восемнадцать лет на почте. Сначала год почтальоном, потом семнадцать – на кассе. Затем перешла на птицефабрику в инкубцех, где работала больше десяти лет. Много лет пела в народном фольклорно-этнографическом ансамбле «Вячорки». Вся семья у неё была певчей. Когда её матери было тяжело в войну, придёт она с фермы, а дети просят: «Поесть бы, мама, чего-нибудь!» А она им отвечает: «Давайте в трубу печную петь, отец вас с фронта услышит и приедет скорей»…
- Трудно нам жилось, а сейчас избаловало государство детей, -- рассуждает Валентина Степановна. – Поэтому и педагогам в школе тяжело с ними. Куски хлеба могут в мусорку выбросить. А раньше-то – крошку хлеба не выкинешь. Для нас хлебушек был, как сейчас для кого-то конфетка…
Фото Татьяны СУХОВОЙ