Медиакарта
7:25 | 18 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Детства милые улыбки

В Тюменском музее изобразительных искусств работает уникальная выставка «101 русский портрет».

Экспозиция имеет на редкость оригинальное дизайнерское решение, а также интереснейшие интерактивные зоны. На выставке в особом образном ключе представлены произведения и знаменитых мастеров, и малоизвестных оригинальных художников-портретистов. Ее «изюминка» – детские портреты, что разместились в зале с особой атмосферой «Уюты милой старины». В дворянском доме, помимо гостиной, столовой, спален, дамского будуара, мужского кабинета, комнат для гостей, библиотеки, в обязательном порядке отводилось место для детской, «классной», где проходило домашнее обучение, и «портретной». Именно здесь висели фамильные, родовые портреты в красивейших рамах – младшие члены семьи должны знать своих предков и гордиться ими! Чаще всего портреты самих детей заказывались в качестве миниатюр – попробуй, заставь ребенка по многу часов позировать художнику...

В русской портретной живописи не так уж много значительных детских портретов, а в собраниях музеев провинции они вообще редки. Тюменский музей изобразительных искусств располагает двумя замечательными образцами. Это «Портрет поэта графа Алексея Константиновича Толстого в возрасте 12 лет» кисти академика, профессора Императорской Академии художеств Александра Варнека и «Портрет девочки Стромиловой», написанный учеником знаменитого художника Алексея Венецианова Лавром Плаховым.

Первый портрет был выкуплен из частной коллекции ленинградца Стрельникова в 1960 году. Пять лет назад, когда праздновался 150-летний юбилей Третьяковской галереи, ее сотрудники в рамках проекта «Золотая карта России» отобрали портрет юного графа Алексея Толстого для выставки «Врата Сибири». Так он удостоился чести экспонироваться в ряду знаменитых детских портретов – шедевров Третьяковки: Ореста Кипренского «Портрет мальчика Челищева» и Василия Тропинина «Портрет сына». Именно эти произведения открыли в русской живописи полноценный неповторимый мир детства, представили ребенка, отрока как личность.

Александр Григорьевич Варнек преподавал в Императорской Академии художеств и, разумеется, имел заказы от известных представителей русского дворянства. Если его современники Кипренский и Тропинин видели мир детства в романтическом ключе, то Варнек заложил реалистические тенденции, которые много стали значить в середине XIX столетия. С портрета на нас, чуть улыбаясь, внимательно смотрит благовоспитанный мальчик, который словно на минуту оторвал взгляд от интересной книги с роскошными иллюстрациями. Эту книжную миниатюру Александр Варнек изобразил с особой тщательностью, желая подчеркнуть свой талант рисовальщика.

Через некоторое время о графе Толстом узнает вся читающая Россия. Он прославится как создатель мистификации Козьмы Пруткова, в чем ему посодействуют братья Жемчужниковы, автор эпохальной пьесы «Царь Федор Иоаннович», которая по сей день не сходит с театральных подмостков. Напишет исторический роман «Князь Серебряный» и множество лирических стихотворений, многие из которых положены на музыку великих композиторов. Созданный в 1829 году портрет юного Алексея Толстого, по сути, представляет образ поколения юной дворянской интеллигенции, воспитанной на высоких идеалах «золотого века» русской культуры.

Зал «Уюты милой старины» вводит нас в атмосферу семейного дворянского быта, чему способствуют замечательные редкие детские портреты. Отрадно, что недавно здесь звучала классическая музыка в исполнении учеников и преподавателей Школы искусств им. М. Знаменского, которая недавно отпраздновала свое девяностолетие. Звуки скрипок, флейт, кларнетов наполнили музей одухотворенностью. Любопытно было видеть юные лица сегодняшних музыкантов, исполнявших Моцарта и Шуберта, рядом с теми, кто запечатлен на портретах два века назад и сам в юном возрасте учился играть произведения великих композиторов.

Удивительная вещь – связь времен! Именно искусство позволяет ощутить ее и, как сказал поэт, «в чужой восторг переселиться».

Наталья ПАРОМОВА, искусствовед