Медиакарта
20:54 | 21 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Большой проект. День 111-й

Строительные механизмы на полотне большого проекта перекатились через барьер улицы Перекопской – и словно ослабло напряжение. Стройка свободно разливается на пространстве улицы Ленина – до следующего перекрестка с улицей Красина. Уже содрана покрышка асфальта на проезжей части – над тем, что скрывают инертные материалы – глина, песок, гравий... В раскопанных приямках уже обнажены технологические узлы трубопроводов.

А память возвращается к предыдущему этапу – к трем большим и, может быть, самым главным трубопроводам, обеспечивающим жизнедеятельность города. Это, собственно, водопровод. Ливневка. И канализационный коллектор. Они надежно укрыты в теле улицы и только ждут, когда всю ширину ее укроет горячий асфальт. Кстати, постепенно понимаешь, что работа компании «Водоканала-2» не в том, чтобы просто уложить трубы рядком да засыпать песком. Что два из них работают от музея в город и дальше. Это труба с питьевой водой – от Метелевского водозабора. И канализационный коллектор, направленный в сторону городских очистных сооружений. А уклон, естественно, поток. ливневки противоположен – дождевая влага, надо полагать, сбрасывается в речку Тюменку.

Пока же «трехстволка» недвижна. Словно плотина, все три трубы сдерживает перекресток с улицей Перекопской. Там вырыт котлован, в котором рабочие «Водоканала-2» сооружают водопроводную камеру. Еще вчера тут стояла и прежняя камера. в которую прежде впадали и всякие ручейки со всех четырех сторон перекрестка. Всяк в свою трубу.

Но у старой камеры вышел срок службы, и назавтра я увидел там пустое место.

«Водоканал-2» еще не слишком известная нам строительная организация. Может быть потому, что мы чаще обращаем внимание на то, что возвышается над землей, а не на то, что спрятано в ней. Хотя именно от этого сокрытого часто зависят наша жизнь и здоровье.

Я заглядываю в котлован. А за спиной у меня близкий к финалу угловатый отрезок улицы Ленина. Пешеходы активно осваивают тротуары из белого мансуровского гранита. Дорожники выравнивают земляное (или из чего оно там состоит?) полотно. Из всех, кто строил сетевое хозяйство, на перекрестке остался, кажется, только «Водоканал-2». А если бы эта организация работала на перекрестке с первого дня одна, насколько быстрее бы шло дело?

И обращаюсь с этим наивным вопросом к Леониду Котоменкову, директору «Водоканал-2», созданного на базе бывшего тюменского Спецстроя в 1998 году.

– Нас, специальных организаций, здесь шесть, – говорит Леонид Павлович, – и у каждой была своя задача.

– И все всем надо сделать в одно и то же время?

– Не одновременно, конечно, но… требования заказчика – делать одновременно, да. Не все гладко получается, но мы стараемся и друг другу помогаем.

– Вы мне говорили, что в принципе все сети от музея до улицы Перекопской уложены.

– Да, они выполнены.

– И вы довольны собой?
– Ну, скажем так: работа тяжелая, но мы справляемся. Стараемся не подводить генерального подрядчика – «Мостострой-11» и не подводить заказчика – департамент.

– Скажите пожалуйста, три ваши трубы здесь внизу, но они самые большие. Глубина залегания большая у этих трубопроводов?

– Да, глубина залегания приличная, до пяти метров местами. Водопровод диаметром 400, в футляре –700, а ливневой и хозбытовой коллекторы диаметром 600. Строится все это из полиэтиленовых термопроводов. методом горизонтально-направленного бурения. Наша задача – до 1 августа передать фронт работ ДСУ «Мостостроя».

– Вот этот большой проект, каков он в сравнении с другими?

– Проект как проект, ничего тут нет особенного. Нормальный проект.

– А с археологами как у вас складывается?

– Мы когда выкапываем котлован – место производства работ, археологи заходят, отрабатывают этот котлован, потом мы в этом котловане делаем свое дело.

– И конфликтов никаких нет?

– Тут конфликтовать нельзя, тут нужно совместно. Мы ученых понимаем.

– А что это значит – понимаем?

– Мы понимаем, что они должны выполнить свою работу.

– Да, если они ее не сделают, то никогда к этому месту никто уже не вернется.

– Может быть, только следующее поколение, другие археологи будут раскапывать наши трубопроводы и удивляться.

– А через сколько лет сюда снова должна будет прийти техника?

– По нашим сетям?

– Да.

– Ну-у, лет через 50. Когда мы копаем, у всех недовольство: наша работа вся под землей и трубопроводы не видать. Вот когда мы закончим работу – людям подадут воду, отведут воду, отведут стоки. Тогда станет понятно, что мы сделали.

НА СНИМКЕ: реконструкция улицы Ленина, 20 июля.

Фото автора

Автор: Рафаэль Гольдберг