В следующую субботу, 29 июля, Горюново отметит день села. В этом году населённому пункту исполняется 275 лет.
Загодя начал готовиться к юбилею села и многолетний читатель нашей газеты любитель-краевед Леонид Пешев: подбирал фотографии, писал статью. Но в феврале этого года его не стало…
По данным старожила, пришедшие в середине ХVIII века в Сибирь переселенцы при строительстве изб под первые венцы по обычаю клали монеты, завёрнутые в шерсть, и горсточку пшеницы. Самые древние медяки, которые долго находили в этих краях, датировались 1748 годом. С этого времени и ведёт своё начало село.
Сперва в Горюново было всего несколько улиц – Одина, Кобылятская, Михайловка, Осиновка. Чтобы скот не уходил в лес и не терялся, поселение обнесли пряслом – оградой из берёзовых жердей с пятью воротами. Селяне держали лошадей, коров, овец, птицу, пчёл. У каждого жителя было своё «коронное» ремесло: кто-то делал из глины посуду и игрушки, кто-то ткал лён, шил рубахи и штаны, а кто-то гнал дёготь.
В 1893 году деревня стала селом – тогда здесь построили церковь Вознесения Господня. В ограде храма была церковно-приходская школа, где первой учительницей стала Анна Добронравова. Она вела занятия для 22 детей.
Село росло. В 1897 году числилось 616 жителей. В начале ХХ века в Горюново приехало много переселенцев, в том числе и знатных мастеров–столяров, плотников, печников, пимокатов. Но главным занятием оставалось земледелие. Селяне сеяли пшеницу, рожь, овёс, ячмень, просо, горох. В 1912 году здесь уже работали две мельницы – ветряная и паровая, а позже построили и водяную, запрудив местную реку.
В Гражданскую войну в Горюново несколько раз менялась власть. Со сторонниками нового строя (а сельский Совет был создан в 1919-м) боролись «белобандиты» под командой Петра Вишнякова. Во время крестьянского восстания 1921 года погибли красные активисты Иван Зятьков и Абрам Ямов.
Отшумели бои Гражданской войны, на смену пришла выгодная для крестьянина новая экономическая политика, и Горюново расцвело. За четыре года в населённом пункте построили 49 домов. По данным переписи населения 1928 года, в селе проживало 740 жителей. В церкви устроили клуб, в старом школьном здании разместили сельский Совет. Новую начальную школу ещё 1 сентября 1925 года открыли в большом двухэтажном доме последнего священника Петра Насонова. Работать в ней стала молодая учительница Наталья Стрельникова. В 1929 году в селе появился ещё один очаг культуры и просвещения – изба-читальня, где верховодил комсомолец Иван Епанов. Но и противники советской власти не угомонились – сельсовет сожгли, активиста убили.
В годы коллективизации в Горюново было образовано много колхозов: коммуны имени Сталина, «Серп и молот», «Трактор», «Рассвет», «Привольный», несколько товариществ по совместной обработке земель. Постепенно мелкие хозяйства объединялись, и в 1935 году в селе остались только артели «Свобода» и имени Сталина. Колхозы крепчали, появились первые тракторы.
Мирную жизнь прервала Великая Отечественная война. Почти все мужчины отправились защищать Родину, более 80 горюновцев погибли в боях. На полях и фермах работали женщины, старики и дети.
В 1950 году горюновские артели объединились в колхоз имени Сталина, который 15 июня 1957 года вошёл в состав Новозаимского зерносовхоза. С 1960 года совхоз был преобразован в опытно-производственное хозяйство, сделавшее много для процветания села…
Свою статью Леонид Пешев закончил словами: «Время неумолимо. Уже ушли из жизни старожилы, ветераны труда, труженики тыла и солдатские вдовы села Горюново». Нет теперь и Леонида Платоновича. Но сохранённая им память о земляках остаётся с нами.