Национальный проект «Образование», рассчитанный до конца 2024 года, предусматривает реализацию нескольких основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание современной инфраструктуры, подготовку соответствующих профессиональных кадров.
О приоритетах в работе коллектива Емуртлинской средней школы рассказала директор Елена ГЛУШКОВА.
– Елена Владимировна, в повышении качества образования большую роль играет материально-техническая база. Как она изменилась за годы реализации нацпроекта?
– С 2019 года, когда был дан старт проекту, условия в нашей школе значительно улучшились. Все учебные кабинеты оснащены автоматизированными рабочими местами педагогов, мультимедийным оборудованием, что позволяет использовать на уроках цифровые образовательные ресурсы. Добавилось оборудование по химии, физике, биологии (НаукоЛаб), с помощью которого ребята могут не только изучать предметные темы, но и проводить лабораторную и экспериментальную работу. С прошлого года в школе установлен Wi-Fi, позволяющий каждому педагогу через личный кабинет осуществлять вход в Интернет и использовать возможности электронных образовательных платформ Учи.ру, ЯКласс, РЭШ во время уроков и внеурочных мероприятий. Продолжаем обновлять материальную базу для спортивных занятий. Приобретены мячи, лыжи, гимнастические и легкоатлетические снаряды, появился инвентарь для освоения нового вида спорта – тэг-регби. Во всех классах постепенно заменили учебную мебель. Она сейчас полностью соответствует росту учащихся, что должно благотворно сказываться на сохранении здоровья детей.
С 2019 г. у нас открыт Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», который даёт возможность обучающимся осваивать робототехнику, программирование, 3D моделирование; развивать личностные интересы и способности; реализовывать проекты; готовиться к конкурсам и олимпиадам. Центр пополнился новыми ноутбуками и смарт-панелями, что позволило охватить 100 процентов обучающихся, осваивающих основную образовательную программу по технологии, информатике, основам безопасности жизнедеятельности. У нас почти 70 процентов обучающихся осваивают дополнительные образовательные программы цифрового и гуманитарного профилей во внеурочное время, а также с применением дистанционных форм обучения. Общественное пространство активно используется для развития общекультурных компетенций, цифрового и шахматного образования, проектной деятельности, творческой самореализации детей, педагогов, родительской общественности. За все время здесь побывали более двух тысяч школьников, проведено более ста мероприятий, реализовано более пятидесяти проектов.
– Родителей сегодняшних учеников интересует процесс обновления содержания образования. Как происходит внедрение федеральных образовательных стандартов?
– Прошедший учебный год для нашей школы оказался не таким уж простым и лёгким. Перейти на новые стандарты изначально планировалось не за один год, тем более в условиях отсутствия новых учебников. Одновременно на осень перенесли всероссийские проверочные работы. Нагрузка педагогов увеличилась ещё и за счёт введения еженедельного урока «Разговор о важном», занятий по функциональной грамотности. Мы продолжаем реализацию проекта «Агропоколение», в рамках которого ребята знакомятся с особенностями современного сельскохозяйственного производства, участвуют в исследовательской работе, изучают сорта овощных культур. Старшие ребята занимаются в «Агроклассе», готовятся к освоению специальностей сельхозпроизводства (и не только), юноши осваивают работу на сельхозмашинах и получают права трактористов.
В прошедшем году наши ученики продолжали заниматься в районной Школе бизнеса, успешно представляли свои бизнес-проекты на муниципальном конкурсе «Открой своё дело». Получив знания и умения, ребята в будущем могут вполне стать успешными предпринимателями.
– Емуртлинская школа имеет статус базовой по отношению к пяти структурным подразделениям. Насколько эффективно показала себя такая система?
– Такая структура вполне оправдана. В целях повышения мотивации, воспитания духа доброго соперничества проводим различные олимпиады, турниры, конкурсы между учащимися Емуртлинской и Масальской школ. Это помогает детям более адекватно оценивать свои силы и стремиться к совершенствованию в той сфере, к которой они проявляют интерес и имеют способности.
В числе структурных подразделений есть дошкольные учреждения. Это позволяет решать проблемы преемственности между детским садом и школой. Объединение школ в единое юридическое лицо позволяет использовать кадровые и материально-технические ресурсы, восполняя тем самым их недостаток и минимизируя риски. Так, например, в обеих школах преподают свои предметы в старших классах учитель математики Елена Алексеевна Новопашина, учитель ОБЖ Александр Григорьевич Толстоногов, учитель английского языка Павел Николаевич Краснояров. Педагог дополнительного образования Центра «Точка роста» Дарья Сергеевна Кириллова ведёт занятия по робототехнике с учениками начальных классов обеих школ.
– Как обстоит дело с кадровым обеспечением? Мы знаем, что в вашей школе педагогами работают несколько её выпускников, в том числе и Вы сами. Кто был Вашим первый учителем? Сколько ребят выбрали учительскую профессию за последние пять лет?
– На сегодня нашей школе нужен учитель русского языка и литературы, второй учитель иностранного языка. По остальным предметам и направлениям деятельности педагоги есть. В настоящее время у нас трудятся семь молодых специалистов. К начинающим коллегам были прикреплены опытные наставники, которые оказывали им помощь. Мы практикуем работу в сменных творческих группах, метапредметных методических объединениях, где каждый может поделиться наработками, внедрить в практику свои идеи, перенять опыт коллег, сообща решить какой-то профессиональный вопрос, освоить новые педагогические приёмы и технологии. Кроме того, каждому педагогу предлагается большое количество вебинаров, семинаров, на которых освещаются актуальные темы современного образования. Все это позволяет нам повышать свои профессиональные компетенции. Профессиональному росту способствует и участие в конкурсах. Ведь это некое подведение итогов своей деятельности, анализ результатов пройденного пути, поиск и освоение нового. В 2023 году наши педагоги победили в традиционном муниципальном этапе конкурсе «Педагог года-2023» и стали участниками регионального этапа в номинациях «Советник года», «Классный руководитель года». Мы стараемся поддержать каждого конкурсанта, укрепить его веру в успех и тем самым мотивировать к повышению педагогического мастерства. Ну и материальный стимул, который заложен в расчёт заработной платы за наличие квалификационной категории, а также фонд премирования за результативность и эффективность работы тоже играет немаловажную роль.
Сегодня в нашей школе трудятся 26 её выпускников (59 %), из них 15 человек – педагогами. И каждый из них подтверждает справедливость народной мудрости: «Где родился, там и пригодился». Моим классным руководителем была Нина Федоровна Далингер, учитель русского языка и литературы. Наш класс проявлял активность во всех делах школы и села. И, наверное, благодаря этому, из двадцати выпускников пятеро получили педагогическое образование, в том числе трое трудятся в Емуртлинской СОШ. Только за последние пять лет учительскую специальность выбрали одиннадцать ребят. Мы очень ждём их на работу в родную школу!
– Емуртлинской школе более ста лет. Каковы основные ваши традиции? Вы вошли в реестр по национальному проекту «Энциклопедия сельских школ России». Быть в числе лучших – это тоже традиция?
– Вся жизнедеятельность нашей школы строится на основе традиций, сложившихся за её многолетнюю историю. В 1957 год в школе была создана ученическая производственная бригада. И по сей день ребята ведут опытническую работу на пришкольном участке, осваивают сельскохозяйственную технику. Эта добрая традиция заботы о земле, на которой живёшь, продолжаешь дела своих предков, своей семьи, своего края. В те же 60-е годы прошлого века зародилась традиция туристических соревнований и походов. И сегодня школьники вместе с педагогами совершают экскурсии в разные уголки нашего края, изучают достопримечательности, природу, собирают краеведческий материал. Важное экологическое и эстетическое значение имеет традиция «Аллея выпускников» Ежегодно ребята озеленяют территорию школы и села, закладывая аллеи деревьев, кустарников. Так мы не только облагораживаем территорию, но и увеличиваем долю зелёных насаждений, приумножая природные богатства. С 1957 года ведём Книгу Почета. На основании решения педагогического совета вписываем в неё имена лучших выпускников, а также педагогов, они навсегда остаются в истории учреждения. С 1999 года у нас живёт традиция «Лауреат выпуска». Ежегодно среди выпускников выбирается лучший. При подведении итогов учитывается успешность в учёбе, активность и результативность участия в различных делах школы, поселения за все годы, а также даётся оценка личных качеств одноклассниками и педагогами. Ученик, набравший по итогам конкурса наивысший балл, получает титул «Лауреат выпуска». Эта традиция позволяет подвести итог деятельности и успешности ребят, а также поощрить их за весомый вклад в развитие школы.
Хранитель традиций – наш музей. Здесь находятся предметы старины, сведения о людях родного края, материалы из жизни школы и села. Всё это активно используется в учебно-воспитательном процессе. Ведь все, что связано с человеком, его семьёй, находит живой отклик, становится более понятным и более всего влияет на взгляды, мировоззрение, мнение молодого человека и формирование его личности. Наша традиция «Емуртлинские ленинградцы» известна всем. Школьники под руководством педагогов проводят поисковую работу, собирая материал о тех ленинградцах, кто провёл военные годы в нашем селе; продолжают ухаживать за памятником юным ленинградцам, не дожившим до Победы. В этом году в образовательный маршрут нашей школы добавилось посещение выставки картин ленинградского художника Николая Рашкова, подаренной художником нашему селу. Проект так и называется «Память: Емуртла – Ленинград».
Во все времена, что бы ни делал коллектив нашей школы, он старается быть лучшим. Это действительно можно также считать традицией. В 2015 году наша школа была удостоена диплома и медали «Лучшая сельская школа». Мы стали участниками проекта «Сельские школы России», и сведения о нас появились в «Энциклопедии сельских школ России». Я думаю, что весь наш коллектив (и педагоги, и ученики, и их родители, и односельчане) может гордиться тем, что о небольшой школе, её самобытности и уникальности стало известно всей большой стране! И это, несомненно, стимул к тому, чтобы школа развивалась, становилась еще лучше, привлекательней и успешней.
– Какие изменения (нововведения) ждут нас в школьном образовании в новом учебном году?
– Школы по всей России с 1 сентября 2023 года будут учиться по Федеральной общеобразовательной программе, согласно поправкам в закон «Об образовании». Для начальных классов введут единые базовые программы по русскому языку, чтению и окружающему миру. Для средней школы – программы по русскому языку и литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ. В 10 классах также будет реализовываться обновлённый образовательный стандарт. Для всех подготовлена рабочая программа воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы. Ожидаем изменения и в проведении аттестации школьников. ВПР (всероссийские проверочные работы) с 2023-2024 учебного года станут обязательными для учащихся седьмых и восьмых классов (ранее они писали такие работы по решениям руководителей ОО). С нового учебного года вводится единая система профориентации «Профминимум», направленная на формирование у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению. Вернётся закрепленная законодательно трудовая деятельность и основы военного дела. 1 сентября мы все шагнём на новую ступень развития и вместе пойдём к новым результатам, сохраняя традиции и внедряя новое.
Хочу всем коллективам школ пожелать свершения всего задуманного, удачи во всех начинаниях, головокружительного успеха, позитивных эмоций, добра и мира!
Фото из архива
Емуртлинской школы.