Работы на улице Ленина с каждым днем придвигаются ближе. Теперь можно не просить редакционного водителя подбросить на очередной раскоп или чтобы глянуть на свежий асфальт. Всего-то пяток кварталов – ноги в руки и – марш! Зато пока идешь, столько всякого передумаешь.
…Александр Антонович Петрушин – единственный известный мне увлеченный тюменский кладоискатель – побранил меня за очередную колонку о большом проекте. Скучно, говорит. Вот если бы нашли горшок с монетами! К примеру, колыванской чеканки – было бы гораздо интересней.
Боюсь, что я мог бы найти на улице Ленина горшок или хотя бы горшочек с монетами только в том случае, если бы сам его закопал.
Но и самая маленькая монета из тех, что время от времени обнаруживают археологи в ходе раскопок улицы Ленина, независимо от рыночной (или как там она называется?) стоимости, может многое рассказать о себе. И о времени, в котором она имела хождение или только была отчеканена. Так и в раскопе у стены дома купца Василия Князева был обнаружен металлический кружочек – современник царя Иоанна Шестого.
Думаю, что не все наши сограждане легко перечислят российских монархов по имени Иван или Иоанн. Помнят Ивана Грозного, ну был еще Иван Калита, отец Дмитрия Донского, но это еще не цари, а князья.
С 1613 года, когда окончилось Смутное время и на российском престоле воцарились Романовы, вроде бы механизм передачи власти более-менее заработал. Но пройдет сто с небольшим лет, и вновь возникнет неясно очерченное время – всего 16 лет. О нем может рассказать медная монетка – денга.
В 1725 году умирает Петр Первый. И на престоле укрепляется его вдова – Екатерина Первая, императрица происхождения вовсе не благородного, по некоторым данным, она была женой шведского не то сержанта, не то офицера и в качестве военной добычи попала к Александру Меншикову, который ее и представил, скажем осторожно, самому Петру.
Марта Скавронская стала императрицей, умерла в 1727 году. Наследником престола оказался юный Петр Второй. Единственный сын всеми уже забытого Алексея, сына Петра Первого от первой жены, сосланной в монастырь. И вновь разгорелись страсти во дворцах. Началась борьба за малолетнего императора. Сперва верх одерживал Меншиков, едва не устроивший свадьбу императора со своей дочерью Марией. Но Александра Даниловича удалось отправить в ссылку в Березов. А в первые ряды сановников выдвинулись князья Долгорукие. И снова готовилась свадьба, на этот раз с красавицей Екатериной Долгорукой. Но не случилось. Император скоропостижно умирает от оспы. А семья Долгоруких вместе с царской невестой Екатериной отправляется в тот же Березов.
Уже 1730 год. На опустевший российский престол приглашается особа царского романовского рода. Анна Иоанновна, дочь царя Ивана Пятого, одного из сыновей Алексея Михайловича. Анна привезла с собой из Германии, куда была выдана замуж, герцога Бирона. Отсюда период – Бироновщина. Анна бездетна, она привезла в Россию племянника, малолетнего Ивана Антоновича. Младенец стал российским императором Иоанном Шестым.
В 1740 году, как водится, стали чеканить монету с именем и обликом нового императора. В том числе и медный кружок, найденный под нижним бревном дома, построенного в середине XVIII века там, где сейчас пересекаются улицы Ленина и Перекопская. Закладная монета, которую клали под венец строящегося дома – на удачу.
– Мы нашли эти нижние обгорелые бревна в раскопе, перед фасадом дома Князева, – рассказывает археолог Татьяна Рафикова. Если бы тот дом восстал, то сегодня он оказался бы прямо на проезжей части.
Татьяна Николаевна рассказывала, что в большом пожаре в конце XVIII века эта часть города выгорела почти дотла. А когда началось новое строительство, то улицу провели прямо по пожарищам. А жилье строили по обе стороны горельника. Так и переменился городской чертеж.
А что же там с казной Иоанна Шестого? Отчеканили монеты с его именем и датой только пяти достоинств – рубль, полтина, гривенник (десять копеек), денга и полушка. Поскольку под венец положили мелкую монету, можно считать, что строился человек небогатый. Не чета тому, кто через полтора века воздвигнет один из самых красивых тюменских особняков. И возможно, надежды Петрушина отыскать «горшок с деньгами» не так уж беспочвенны.
Исключительно для кладоискателей уточним, что за ивановский рубль (1741 г.) на аукционах дают больше 600 тысяч рублей современных. За полтину – чуть меньше. За гривенник примерно три тысячи. А за медную денгу – всего 40 рублей. Редкой ее трудно считать. В 1741 году их начеканили 18 миллионов штук. Словом, дело не в деньгах и не в денгах, а в истории.
Что касается императора, то Иоанн Шестой царствовал всего год. В том же 1741 году гвардейские полки возвели на престол дочь Петра – Елизавету. Иоанн сначала был заключен в Петропавловскую крепость. Позднее, уже при Екатерине Второй, переведен в Шлиссельбург, где был убит охраной при попытке подпоручика Мировича освободить секретного узника.