На территории Тюменской области сохранилось не так много памятников эпохи средневековья. Однако местным краеведам удалось отыскать объект, который можно смело поставить на одну ступень со знаменитой Чимги-Турой, а также городищами Искер на Тоболе и Кучум-горой в Приишимье.
Седьмая археологическая деревня
"Занимаясь краеведением, изучая историю деревни Черная Речка, мы прочитали роман "Последние Сумерки", написанный в начале XX века дочерью владельцев чернореченского имения Маргаритой Памфиловой. Роман во многом автобиографичен. Отдельные территории, описанные в книге, абсолютно реальны и легко поддаются идентификации. В тексте достаточно четко прописала топография старинного кладбища. Ориентируясь на эти данные, мы поняли, что его место может быть именно на мысовой территории, которые местные жители называют "Зеленая горка" или "Рай". И вдруг выяснилось, что эта территория в научном мире определяется, как место расположения средневекового городища. Мы искренне считали, что такой серьезный археологический объект должен быть хорошо изучен", – делятся авторы проекта "Семь деревень" Лилия Обросова, Оксана Усманова и Лизавета Даровских.
Чтобы развеять все сомнения, девушки обратились к заведующей Червишевской библиотекой Анжелике Марковой и сотрудникам Института проблем освоения Севера Тюменского научного центра СО РАН. Раскопки на берегу реки Балды начались в конце июля. Первое Балдинское городище стало той самой седьмой деревней в списке "Семи деревень".
О чем писал Иван Словцов
Вход в городище представляет собой глубокий ров и высокую насыпь. Когда-то здесь функционировал мост, а на насыпи стояли ворота с надвратными укреплениями и деревянная стена. Это была настоящая крепость, скрывающая жителей от врага в случае нападения. Научный сотрудник сектора археологии Светлана Берлина поясняет, что такие мощные фортификации редко встречаются на территории Западной Сибири. Обычно они в полтора-два раза меньше.
"Под стенами городища было небольшое селище – когда мы пришли сюда в первый раз, то обнаружили в противопожарной траншее фрагменты керамики. А в этом году сюда заезжал клуб семейного туризма "Земля детства", они тоже нашли керамику. Это городище известно с конца XIX века. О нем писал Иван Яковлевич Словцов, директор Александровского реального училища. Он очень много путешествовал по окрестностям Тюмени и прилегающим территориям, описывал природу и влияние на нее человека, а также собирал информацию о древней старине. В своих записках он пишет, что на Пышме, близ чернореченского завода по изготовлению сыра и масла, на реке Балдинке, на крутых ярах (высоких участках террасы) стоит три городища. Позже в 1994 году археологи проводили здесь разведку и нашли только одно. Они его открыли, установили культурную принадлежность, выяснили, когда это городище существовало, поставили на охрану. Где еще два городища, нужно искать. Скорее всего они были вниз по течению, ближе к самой Пышме как главной транспортной артерии – там тоже есть высокие участки террасы", – поясняет Светлана Владимировна.
Неприступная крепость
"Когда краеведы вышли на нас, мы подняли архивы и обнаружили, что городище открыли в 1994 году и у него есть название. Уже на месте мы очень сильно удивились укреплениям. А ведь когда-то вал был еще выше, а ров еще глубже, просто за последние 400-600 лет, с того момента как городище забросили, природные процессы расползания грунта сделали свое дело. Поверх вала была установлена деревянная стена в виде тарасов. То есть люди делали два параллельных ряда бревен и скрепляли их между собой перерубами, а расстояние между бревнами забивали землей, мусором, чтобы по верху можно было передвигаться. Вдоль стены часто ставили частокол или плетень. Балдинское городище было практически неуязвимым. Местные построили его на мысу, который вдается в пойму. Слева идет край террасы, очень крутой обрыв, а справа овраг с практически такой же отвесной стеной. Даже сейчас, когда обрыв оплыл, по нему очень сложно подняться", – увлеченно рассказывает Светлана Берлина.
В древности люди часто использовали такой прием как эскарпирование – они искусственно подрезали склоны до состояния максимально отвесной стены. В походы завоеватели обычно ходили зимой, потому что местные болота серьезно затрудняли передвижения отрядов. Вести коней и тащить сани удобнее всего было по замерзшим рекам. Здесь и дрова всегда были под рукой, и на охоту в лес можно было сходить. К тому же люди селились по берегам, поэтому все поселения можно было легко найти и захватить. Однако жители старались не подпускать захватчиков – склоны городков часто поливали водой, чтобы на них было сложнее забираться. Такие крепости, как Балдинское городище, обычно брали либо хитростью, либо осадой.
Великое переселение
В раннем железном веке на западносибирской территории кипела жизнь. Здесь появились сотни городищ, обосновались сотни поселений, сформировались курганные могильники, активно велась торговля с Китаем, Средней Азией, Причерноморьем.
В могильниках того времени найдены причерноморские бусы, китайские зеркала, хунские котлы и многое другое. Рассчитывались с торговцами самым ценным – пушниной. Исследования подтверждают, что чужеземцы забирали с собой и рабов. Невольники из лесных территорий способствовали расцвету греческой и римской цивилизации.
В то время начали строиться первые города и крепости, однако этот процесс был безжалостно прерван великим переселением. Народы степей из-за климатических изменений двинулись в сторону Севера и Европы в поисках пропитания для своего скота. Захватывая местные племена, люди валом прокатились по всей территории Евразии и остановились в Европе только к V веку нашей эры. В этот период лесостепь опустела. Многие жители были убиты в схватках, многих забрали с собой, население в разы сократилось. Могильников стало меньше, потому что изменился обряд погребения. Вместо курганных насыпей люди делали грунтовые могильники, их труднее найти, а часть давно запахана.
Уникальные находки эпохи средневековья
Балдинское городище археологи называют уникальным памятником, ведь оно включает в себя материалы и раннего, и позднего средневековья. Около полутора тысяч лет назад здесь жили представители бакальской культуры – предки современных татар.
"Мы отобрали ряд анализов, одного горелого дерева у нас порядка десяти образцов. Отдадим его химикам на радиоуглеродный анализ и где-то через полгода будем знать точно, когда эти люди здесь жили. Образцы могут быть и раннего, и позднего периода, они позволят сузить рамки существования, понять жили ли здесь непрерывно или на какой-то период поселение было заброшено. Также мы нашли при раскопках железный нож, каменное точило, скребки по шкуре. Кости мы отдаем на определение палеозоологам, они выяснят каким животным те принадлежат, кто преимущественно был в стаде: коровы, лошади, овцы. А может это были дикие виды: зайцы, косули и так далее. Мы же реконструируем характер хозяйства, характер питания, предметы охоты. Нашли кости рыбы – в глине хорошо сохранились крупные жаберные крышечки. То есть мы точно знаем, что местные жители ловили рыбу в Пышме и питались ей", – уточняет Светлана Владимировна.
Когда-то в стенах городища случился пожар. Эта беда подарила ученым ценную находку – спекшуюся обмазку на стенах. Археологи очень редко находят подобные артефакты, но теперь у них есть стопроцентное подтверждение, что люди широко использовали обмазку в те времена. Более того, на отпечатках бревен видно, как их заглаживали руками.
"Нашли фрагменты древних керамических чашек. Люди лепили посуду из глины и обжигали в костре, потом в ней варили, из нее же ели. Керамику могут посмотреть керамисты. Выяснить из чего лепили посуду, что добавляли в тесто и так далее. Ножи и точила оценивают трасологи. Они смотрят, что этими орудиями делали, если следы остаются. В процессе раскопок мы вскрываем по 10 сантиметров, каждый слой ровненько зачищаем, фотографируем, отрисовываем контуры. У нас вышел контур нескольких хозяйственных ям, с костями, с керамикой. Они могли использовать как холодильники либо как мусорные ямы. В одной яме у нас идет шлак от железообработки – свидетельство того, что здесь было какое-то производство", – добавляет исследователь.
Что же будет дальше
Когда работы близятся к завершению, археологи закапывают все ямы той же землей, возвращая памятнику первоначальный вид, сохраняя его экскурсионную историческую значимость. Делается это для того, чтобы сохранить культурный слой и соблюсти технику безопасности – в раскоп может упасть человек или животное, случайно заехать техника.
В дальнейшем, если будет нужно, специалисты отыщут колышки и заложатся к стенке старого раскопа, чтобы продолжить изучать поселение.
Интересный факт
Кстати, в древности людям было сложно самостоятельно добывать железо, поэтому оно ценилось на вес золота. Иногда жители находили осколки метеоритов, которые переплавляли в предметы обихода, говорит научный сотрудник СО РАН Татьяна Рафикова. Сперва ученые удивлялись таким находкам: какой-то ножичек из железного века сделан из сплава, которого нет на Земле, как такое возможно. А потом поняли, что метеоритное железо часто использовалось для создания орудий труда. Все железные вещи, которые устаревали или приходили в негодность, тоже отправлялись на переплавку, а потеря железного ножичка могла стать настоящей трагедией для человека тех времен.