Тобольский речной порт: до и после кризиса
Виктор Владимирович Зырин вряд ли шутил, предложив журналистам в качестве эпиграфа к авторским материалам строки из песни: «Как провожают пароходы? Совсем не так, как поезда…». Старшему поколению тоболяков, посвятившему профессиональную жизнь флоту, реке, эта ностальгическая нотка знакома. Нынешнее же поколение воспринимает реку без мощных грузовых танкеров, пассажирских комфортабельных теплоходов, судов на подводных крыльях, ещё в недавнем прошлом днём и ночью бороздящих просторные воды Иртыша, без романтического ореола. Хотя Тобольск, во многом благодаря Тобольскому речному порту и его коллективу, ещё сохраняет прежний статус…
Генеральный директор Зырин редко проводит пресс-конференции, но в данном случае повод был серьёзный: подведение итогов деятельности предприятия в кризисном 2009 году, планы на ближайшую перспективу. Тобольский речной порт, крупнейший в речной акватории Тюменской области, несмотря на снижение объёмов производственной деятельности, по-прежнему занимает ведущее положение в отрасли, являясь крупным игроком на рынке переработки, перевалки и доставки грузов.
Сохранит ли он свои позиции, будут ли реализованы новые проекты, отразится ли на социально-ориентированной политике руководства приход нового акционера? Как известно, Росимущество провело аукцион по продаже пакета акций ОАО «Тобольский речной порт» в размере 25,5% уставного капитала, обладателем которого стал «Межрегионфлот» (управляющая компания ООО «Обь-Иртышское речное пароходство»). Уже в начале марта пройдёт внеочередное собрание акционеров, на котором будет избран новый совет директоров, в мае состоится внеочередное годовое собрание акционеров…
Генеральная линия
Тобольскому речному порту была предназначена высокая миссия по выполнению государственной задачи. Начав функционировать в 1970 году, он осуществлял поставку различных материалов и оборудования в нефте- и газоносные районы Тюменского Севера. Каждая третья тонна груза отправлялась тобольскими речниками. Солиден их вклад в освоение новых месторождений и строительство новых городов и посёлков. Но перестройка и «шоковая» терапия разрушили прежние хозяйственные связи. Перевод социалистической экономики на новые, капиталистические, «рельсы» оказался невероятно трудным и для предприятия, и для его трудового коллектива.
Переломным стал 2000 год. Избранный генеральным директором В.В. Зырин со своей командой: заместителями С.И. Смердиным, В.Ф. Армбристером, главным инженером А.А. Беляевым, главным бухгалтером И.А. Соловьёвой, начальником отдела экономики и прогнозирования Н.М. Миновой и другими - выработал чёткую линию работы предприятия в новых условиях, определил генеральное направление - интенсификация производственной деятельности, повышение рентабельности, получение прибыли.
Работать только на хороший результат – таково кредо гендиректора и главного акционера Общества Зырина.
- Мы учились работать в условиях рынка. У нас в стране многие считают, что могут капитализмом «руководить», - говорит Виктор Владимирович. – И не могут понять, что быстро не получится, нужно время, чтобы пришёл результат.
Для повышения конкурентоспособности на рынке речных перевозок решили задачу создания в межнавигационный период резерва грузов, прежде всего щебня и песка. Объёмы грузов, накопленных к началу навигации, достигали более 0,5 млн. т. Серьёзные инвестиции вложены в модернизацию и обновление материально-технической базы, средств механизации и транспортного флота, в частности, приобретено девять портальных кранов, три судна, автотранспорт, бульдозеры, станки и пр.
Положительные тенденции, которые наметились в деятельности порта в течение нескольких лет, привели к ощутимым результатам уже в 2005 году - производственные показатели выросли в два раза. 2007 и 2008 годы стали лучшими в современной истории Общества. Требовалось всё больше рабочих рук, квалифицированных специалистов, численность персонала выросла до 692 человек.
-В 2008 году грузооборот составил 2932, 4 тыс. т - это рекорд. За всю историю предприятия, включая его социалистическое прошлое, отправлено 2548, 8 тыс. т различных грузов. Объём переработки грузов возрос до 6 521, 8 тыс. т, в среднем в сутки осуществлялась выгрузка ста и более вагонов, - констатирует Виктор Владимирович.
ОАО «Тобольский речной порт» занял лидирующее положение в отрасли, превысив среднероссийские показатели по объёмам перевозки грузов в полтора раза. Большую часть грузов компания поставляет в те точки, куда можно их доставить только водным транспортом по большой воде, а также малотоннажным флотом.
Расширилась география перевозок грузов, увеличилось число деловых партнеров, среди которых ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой», ЗАО «Варьёганнефтеспецстрой», ЗАО «Лукойл-Нефтегазстрой». В рамках программы «Сотрудничество», заключённой между тремя субъектами федерации - ЯМАО, ХМАО, югом Тюменской области - Тобольский речной порт осуществляет поставку грузов, щебня и песка для строительства дорог и мостов. Именно на Ханты-Мансийский округ приходится более 60 процентов всех объёмов работ. Активно тобольские речники участвуют в реализации программы по реконструкции и обновлению транспортной инфраструктуры Тюменской области, поставляя строительные материалы в Тобольский (п. Сетово), Вагайский (с. Тукуз, Чёрное), Уватский районы.
Бизнес и люди
За короткий срок крупнейший порт в речной акватории Тюменской области претерпел заметные изменения. Много средств было вложено в благоустройство территории, ремонт административных зданий и производственных объектов, улучшение условий труда и быта. Даже голландские специалисты, посетившие предприятие четыре года назад, не могли скрыть положительных эмоций. В.В. Зырин огласил перед журналистским сообществом слова зарубежных коллег дословно: «Это не русский флот - такой здесь порядок и чистота!».
Есть такое модное понятие, как социально-ответственный бизнес. Генерального директора Зырина и раньше не надо было «сверху» агитировать - «социалка» для него не пустой звук, не пережиток социализма. Пенсионеры предприятия, а таковых 242 человека, получают корпоративную пенсию. Постоянное внимание оказывается ветеранам Великой Отечественной войны, участникам военных действий в Афганистане и Чечне. На предприятии работают столовая, пекарня и пр. Виктор Владимирович - человек старой закалки, как сам любит повторять, «воспитан коммунизмом», и забота о коллективе, создание комфортных условий труда и быта, обеспечение социальных гарантий для него всегда были в числе приоритетных: «Ни на один день не задержал выдачу зарплаты, выплату налогов. Средняя заработная плата за 10 лет возросла с 3850 до 22430 рублей, в 40 раз больше стали платить налогов. Мечтали, что докер будет получать 1000 долларов…».
Руководство речного порта и сам гендиректор Зырин многое сделали для посёлка Иртышский, где проживает немало работников предприятия. Красиво, с флотским шиком и размахом коллектив начал отмечать свой профессиональный праздник – День работников морского и речного флота, и на торжественный парад речной флотилии стремятся попасть многие горожане и гости города… Благотворительная деятельность Общества направлена на поддержку малоимущих людей. Как сказал Виктор Владимирович, к нему обращались за помощью и жители района. Традиционно оказывается финансовая поддержка Тобольско-Тюменской епархии.
Сфера интересов В.В. Зырина не ограничивается сугубо производственной деятельностью. Человек деятельный, он успешно реализовывает свой неуёмный энтузиазм и энергию, организаторский талант и в других сферах. Взять пекарное дело. «Речпортовский» хлеб пользуется огромным спросом у горожан и селян. Среди успешных проектов, реализованных в последние годы, - возрождение Тобольского рыбозавода, получившего новый импульс к развитию после смены собственника. С продукцией тобольских производителей познакомился Президент РФ Д.А. Медведев, посетив завод во время своего визита в Тобольск в марте 2008 года.
-Я люблю созидание и горжусь этим делом, - признался В. В. Зырин. - Завод стал прибыльным, платим налоги. Будем расширять ассортимент выпускаемой продукции, планируем закупить мальков, и в следующем году пелядь будет наша, тобольская.
Рыбная отрасль, считает Зырин, нуждается в серьёзном реформировании. Особый интерес руководство проявляет к рыбному многообразию Заболотья (Лайтамак, Ачиры), где развит промысел. На днях была принята первая партия рыбы из Тобольского района, поставщики получили 30 тыс. рублей. В таком взаимовыгодном сотрудничестве, считает В.В. Зырин, заинтересованы обе стороны.
Проверка кризисом
2010 год для коллектива Тобольского речпорта – юбилейный. На пороге 40-я по счёту навигация, которая обязательно начнётся, как только воды Иртыша и Оби, малых речек освободятся ото льда. А сейчас обычные трудовые будни. Работа ведётся в привычном режиме, ежесуточно разгружается 60 вагонов с щебнем, который тщательно рассортировывается и складируется. В межнавигационный период заготовлено около 250 тыс. тонн строительного материала для автодорог.
Минувший 2009 год был для коллектива предприятия и его руководства нелёгким: мировой кризис особенно больно ударил по реальному сектору экономики. Произошёл резкий спад в производственной деятельности предприятия, по разным направлениям показатели работы порта к уровню 2008 года составили 50-60%. Грузооборот снизился на 35,8%, отправление грузов - на 45,2%, объёмы переработки грузов - на 40, 6%. Доходы снизились на 51,7%, прибыль – на 58, 5 %.
Оптимизация деятельности по всем направлениям, максимально возможное снижение расходов стали основными пунктами программы по выживанию в период кризиса. Произошло уменьшение численности работающих - сейчас на предприятии трудятся 550 человек. Средняя зарплата снизилась на 27,9% и составила 16176 рублей в месяц. Руководство предприятия не пошло на планируемое 40-процентное понижение, понимая, что в период роста инфляционных процессов, удорожания услуг и товаров нужно поддержать своих работников. Несмотря на негативные тенденции, увеличилась статья расходов на социальную сферу: по сравнению с 2008 годом - на 2 610 тыс. рублей, всего израсходовано 37810 тыс. рублей. Действительно, вклад в социальную стабильность коллектива весомый.
… Один год - кризисный год, лишил успехов и достижений, добытых напряжённой пятилетней работой всего коллектива. Анализируя показатели работы предприятия в 2009 году, В.В. Зырин всё же не теряет оптимизма:
- Перевезли 1 миллион 400 тысяч тонн грузов, это больше, чем в годы развитого социализма. Значит, мы научились работать. И я, и весь наш коллектив надеемся на лучшее, смотрим вперёд.
Вера АНИКЕЕВА
фото Юрия ПОПОВА