Медиакарта
21:49 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

По контурам рисунка и судьбы

Открываешь небольшое пасхальное яйцо из дерева, огоньки загораются, и внутри - из тонкого шпона собор с колокольней, сам не больше восьми сантиметров. Всё в нём как настоящее: множество оконных проёмов, высокая звонница, семь крестов филигранных из меди, есть даже латунные колокола с язычками. Самые мелкие, подголоски, без лупы и не увидишь, хоть блохе на шею вешай.

По-лесковски виртуозно. Описание это вовсе не придумано для детского сказа, такой сувенир вполне реальный, и собор там - Сретенский. Выполнил это чудо-изделие ялуторовчанин Сергей Клюкин своими руками, на самых обычных станках из привычных всем материалов. Результат - только удивляться и другим рассказывать. Ялуторовскому сувениру-яйцу уже несколько лет, всего было сделано порядка 15 штук. Самое первое хранится в местном музее, а вот другие разлетелись по миру.

Сергея Клюкина в городе знают многие. К мастерам такого уровня обращаются, когда надо выполнить работу самого высокого качества. Сергей Яковлевич по профессии - резчик по дереву, любимому делу посвятил 48 лет жизни. Открывал сувенирный участок на городском лесозаводе, преподавал, возглавлял местное предприятие художественных промыслов, много лет выполнял изделия на заказ. Глядя на его работы, слушая рассказы о его жизненном пути, удивляешься, как филигранно и уверенно рука судьбы вела его к высокому мастерству и нашему городу.

С простого увлечения. Родился Сергей Клюкин в Чите. О творческой профессии в юности даже не задумывался, но в армии увлёкся резьбой по дереву, а по возвращении домой отправился на читинское предприятие художественных промыслов, прошёл конкурсный отбор и на следующий день уже начал работать. Правда, чуть было не передумал.

- Я приехал познакомиться, осмотреться за день до выхода. Там сидят девчата, вырезают, как мне тогда казалось, сложнейшие панно: вид словно с сопки, река, 43 лебедя взмывают в небо. Я про себя думаю, недельки за две тоже такое бы вырезал. Спрашиваю у одной: «За сколько режете это панно?», а она отвечает: «Семь-восемь, когда десять штук в день». Я развернулся и ушёл, а дома заявил, что не пойду туда. Меня до утра мать с братом уговаривали, - с улыбкой вспоминает Сергей Яковлевич.

Уже через месяц под чутким руководством наставников молодой резчик догнал мастериц, а через два - перегнал. В 1977-м приехал с супругой в Ялуторовск в гости к тёще. Земля слухом полнится, парня тут же вызвал к себе директор лесозавода.

- Говорит, нужно открыть сувенирный участок. Упор на токарное производство. Двухкомнатную квартиру пообещал. А мне 22 года всего. Навыки были, но страшно стало от такого масштаба, - признаётся Сергей Яковлевич. - В Читу приехал, ребятам рассказываю. Был у нас там Сергей Носов - замечательный мастер по токарному делу, участник войны, фронтовой разведчик, вся грудь в наградах. Он за два месяца в меня столько вложил - никогда не забуду!

Так и получилось, что молодой ремесленник здесь, в Ялуторовске, открывал на базе мебельного цеха сувенирный участок, все его композиции - наборы хозяек с росписью, панно, статуэтки - были одобрены на областном худсовете.

Не в стороне. Сейчас Сергей Яковлевич на пенсии, свой талант дарит только родным. Но есть исключения.

 - Новости как-то смотрел: стоят волонтёры, плетут маскировочные сети, а станок, за которым работают, ходуном ходит. Я к нашим девчатам подъехал, спросил, надо-не надо? Сделал один стол для них, крепкий, детали все обработал, чтобы гладкие были. Работу приняли с радостью, теперь вот за второй взялся, - говорит Сергей Яковлевич. - А материал без вопросов ребята предоставили с пилорамы и строительного магазина. У многих сейчас на СВО родные, друзья, знакомые.

Сергей Клюкин называет себя патриотом. Говорит, сын участника трёх войн - Великой Отечественной, при Халхин-Голе и в Маньчжурии - не может размышлять иначе. Его отец, Яков Семёнович, никогда не рассказывал детям о событиях шести боевых лет. Долгий разговор случился, когда Сергей уже отслужил. После, вспоминая рассказы отца, написал поэму о военных годах Якова Семёновича Клюкина, которая сейчас находится в музее боевой славы Забайкалья рядом с портретом солдата. Сергей Яковлевич увлёкся литературным творчеством лет десять назад. Жалеет, что не раньше. Его стихи неоднократно публиковались в нашей газете. А недавно родилась песня «Отклонение ноль», посвящённая участникам СВО. Стихи и музыку создал он сам, с аранжировкой автору помог Сергей Колесников.

Автор: Анна МИСЛЕР /фото автора