Медиакарта
19:10 | 18 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

С отеческой заботой о школе

Первопроходцы и первооткрыватели – движущая сила развития общества. Не будь их, человечество многократно бы изобретало велосипед и открывало Америку. Сфера образования, используя классические формы и методы обучения, постоянно в поиске. На данном историческом этапе реализуется проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

В аббревиатуре 11-й школы Ишима с нового учебного года добавилась буква «А», указывающая на автономию образовательного учреждения. При переходе в новый статус руководствовались, разумеется, одним из направлений вышеупомянутого проекта, в котором сказано: «Развитие школьной инфраструктуры должно быть связано с расширением самостоятельности образовательных учреждений, где уже обеспечивается высокий уровень организации школьного хозяйства. Такие школы должны получить возможность беспрепятственно переходить в новые организационно-правовые формы деятельности образовательных учреждений».

Коллектив МАОУ «СОШ № 11 г. Ишима» с 2006 года трудится под руководством деятельного и энергичного директора Игоря Власова. Ему, почетному работнику общего образования РФ, избиратели недавно оказали огромное доверие, проголосовав за его включение в депутатский корпус Ишимской городской Думы V созыва. И это не случайно, так как Игорь Анатольевич успел доказать жителям территории, что его слова не расходятся с делом. С 2007-го школа стала центром воспитания и досуговой деятельности в микрорайоне. В том же году был сдан в эксплуатацию великолепный спортивный комплекс, возведенный на территории школы.

О финансовой автономии образовательных учреждений в обществе бытуют различные мнения: от абсолютного приятия до резкой критики. Директор Власов поделился «плюсами» и «минусами» автономии.

– Игорь Анатольевич! Каково быть в авангарде образовательной инициативы: почетно, ответственно или рискованно?

– Рискованно. В городе мы были первыми… Нормативно-правовая база при нашем переходе была еще недостаточно разработана, поэтому повстречали много подводных камней на пути. Предварительно сто раз все нюансы просчитали.

– По принципу «семь раз отмерь…»

– Да, и «…один раз отрежь», так как за мной – коллектив учителей, их семьи. Заработную плату и все положенные выплаты работники учреждения должны получать по закону. Большой «плюс» перехода – заключение договора с банком. Сейчас с ним работаем напрямую. Даже месячная сумма хранится в банке. Заработную плату перевели на электронный денежный оборот.

– У педагогов она существенно выросла?

– Норматив на ученика с переходом в автономное учреждение не изменился. Базовая часть зарплаты зависит от количества учеников, нагрузки. Кстати, в нашей школе количество учащихся из года в год растет. Средняя зарплата немного увеличилась. Появилась возможность создания своего премиального фонда (ранее он был централизованный). Увеличилась возможность привлечения денежных средств.

– Игорь Анатольевич, от кого исходила инициатива перехода в новую организационно-правовую форму деятельности и сложна ли эта процедура?

– Она обоюдная. Исходила от учредителя – департамента по образованию, культуре, молодежи и спорту администрации города, от нашего трудового коллектива и от меня лично. Сначала провели общее собрание работников, где приняли решение перейти в автономное учреждение. Далее написали письмо учредителю с просьбой разрешить нам такой переход. Это происходит по закону об автономных учреждениях без каких бы то ни было ликвидаций и реорганизаций, то есть работники в принципе ничего не теряют, сокращения штатов не происходит. Решение было принято в марте. В апреле вышло соответствующее постановление главы города, а в июле мы зарегистрировались в налоговой инспекции и получили свидетельство.

– С какими сложностями при этом столкнулись?

– Пришлось преодолеть бюрократический барьер (имею в виду оформление надлежащей документации): переделали около ста локальных актов, заключили договоры со всеми сотрудниками, а это очень большой объем работы.

– Со стороны родителей сразу удалось найти понимание?

– Многие волновались, что учреждение станет частным и надо будет платить за обучение. В действительности же получаем субсидии на выполнение государственного образовательного стандарта. Нас в обязательном порядке проверяют. Более того, сейчас стараемся получить средства на дополнительное образование…

– Чтобы дополнительные услуги не ударили по семейному бюджету и Сибирская земля являла новых Ломоносовых, что намерены делать?

– Составлен социальный паспорт школы. У нас третья часть учащихся из малообеспеченных семей. Поэтому считаю важным, чтобы дополнительные услуги были доступны всем. Помимо образовательных, оказываем художественно-эстетические и физкультурно-спортивные услуги (всего около тридцати). Все они очень востребованы. В сфере предоставления дополнительных услуг работает тридцать три специалиста. Для чего все это делаем? Со следующего года вводятся обязательные образовательные стандарты второго поколения (сейчас они внедряются экспериментально). Там предоставление дополнительных услуг является обязательным. А как школам это выполнить, если нет соответствующей материально-технической базы и специалистов? Свою функцию как руководителя вижу в создании соответствующих условий для всестороннего развития обучаемых в школе. На ноябрь намечено открытие городской экспериментальной площадки «Развитие творческих способностей детей через дополнительное образование».

– Ваша школа славилась большим количеством кружков и секций еще до перехода в автономию. Наверное, это тоже каким-то образом подтолкнуло к принятию ответственного решения?

– Да. 95 процентов учащихся охвачено дополнительными услугами. Школа – центр, также обеспечива-ющий досуговую занятость всех категорий граждан в микрорайоне. В нашем спортивном комплексе занимаются ребята и из других школ города.

– Игорь Анатольевич, как думаете, овчинка выделки стоила?

– Безусловно! Больше свободы появилось в решении финансовых вопросов. В бюджетном учреждении многие простые операции длятся неделями, а в автономном они решаются мгновенно. Ответственность при этом несоизмеримо выше.

Автономия заставляет экономить деньги, которые пойдут на развитие материально-технической базы, информационных технологий.

– Спасибо за беседу. Успехов в вашем нелегком деле!

Фото автора

Автор статьи: Наталья КУТЫРЕВА

Рубрика: Образование