30 октября завершилась инвентаризация городских кладбищ. Данные о захоронениях этого года внесены в реестр.
Пожилым супругам, умершим в разное время и похороненным в разных местах, часто ставят общий памятник. Сейчас это разрешено, родственникам кажется такое решение правильным, да и удобно, что можно в одном месте почтить память обоих. Вызывают ли такие захоронения затруднения и путаницу при инвентаризации?
Владимир Кильтау, директор департамента городского хозяйства, объясняет, что беспорядка не возникает.
– В инвентаризацию заносим данные человека, который захоронен здесь. Если рядом люди поставили табличку с именем незахороненного человека и хотят почтить его память, то это к захоронению не имеет отношения. Они могут туда сколько угодно табличек поставить, но он не захоронен здесь, а мы инвентаризируем захоронения. Человек должен быть физически погребен в этом месте, тогда это захоронение. Не табличка, не памятник, не место, куда люди приносят цветы. У нас много таких мест. Возле Вечного огня написаны фамилии бойцов, погибших во время Великой Отечественной войны, но они же не захоронены там. Но мы чтим память этих людей, – поясняет Владимир Викторович.
Сотруднику, занимающемуся инвентаризацией, определять захоронения помогают данные, что есть в МКУ «Некрополь». Умершему выделяют место на кладбище, это место фиксирует в журнал смотритель. С этим журналом сверяется специалист, ведущий инвентаризацию.
– Бывают ситуации, когда родственники не поставили памятник, но у нас есть сведения о захоронении, мы его инвентаризировали, и это в базе данных у нас есть, – говорит Владимир Викторович.
В Тюмени работа по инвентаризации кладбищ проводится с 2018 года, за пять лет удалось охватить 216 гектаров. Эту базу данных приходится ежегодно обновлять, внося в нее свежие захоронения. Так, например, контракт по инвентаризации общественных кладбищ в этом году выиграл предприниматель из Ставрополя. Сами работники МКУ «Некрополь» не могут описывать могилы, потому что это не в их компетенции. У них есть свои, конкретные, определенные законом о погребении функции, говорит Владимир Викторович.
– Местонахождение могилы определяется высокоточным оборудованием по GPS-координатам. Этим прибором работают, например, кадастровые инженеры. Оборудование, кстати, тоже стоит немало. Самое главное – не данные этого человека внести, а точно определить, где могила находится, чтобы ее можно было найти, – объясняет Владимир Викторович. – Прибор определяет координаты захоронения, и затем их уже с личными данными умершего заносят в систему.
Но все же кладбище – это не только место, где хоронят; туда приходят люди, чтобы почтить память умерших.
– Будет ли захоронение местом памяти – это каждый сам для себя определяет. Местом памяти у вас может быть какой-то уголок дома, даже уголок души. Ветераны приходят на могилу Неизвестного Солдата, отдают дань памяти своим однополчанам, неважно, что они не здесь захоронены, – размышляет Владимир Викторович.
Благодаря инвентаризации любой человек может найти могилу своего родственника, просто обратившись в МКУ «Некрополь». Сотрудник забивает в базу данные (фамилию, имя), находит сведения и показывает, где могила находится. Но важно, чтобы обратился именно родственник покойного, потому что постороннему человеку выдавать сведения о захоронении нельзя. Владимир Кильтау подтверждает, что за подобной информацией к ним обращаются часто.
Фото Юлии Кононовой