– Все равно бы снесли, – говорит старушка-прохожая на улице Садовой. Она ошибается: двухэтажный домик под номером 19 (второй его адрес – Казанская, 41) должны были восстановить.
В 2005 году его внесли в перечень выявленных объектов культурного наследия. В 2020 году (с четвертого, правда, раза) – продали на торгах. Городская власть пыталась отдать в хорошие руки немногие оставшиеся у нее памятники старины, рассчитывая, что хозяева позаботятся о них лучше. Примеры такие есть, это внушает оптимизм.
Но домику на Казанской не повезло. 30 декабря 2020 года его за 1,2 миллиона рублей купил предприниматель Марсель Яхин – а вместе с ним и земельный участок и, как мы думали, обязательства по восстановлению дома, – но ничего не предпринял даже для его сохранения. 10 октября в пустом доме случился пожар.
«Про пожар не знаю, – сказала грубая продавщица из магазинчика напротив, – месяца полтора назад, наверное, сгорел». Ее молоденькая напарница пояснила: ночью.
Старушка-прохожая вспомнила, что видела, как мужчина и женщина подходили к дому и женщина забиралась в окно. Но это было уже после пожара, уничтожившего входные двери. Наверное, то были охотники за старой мебелью, домашней утварью и старинными безделушками. Но этот факт показывает, что и после пожара дом не защищен, не огорожен и как будто никому не нужен.
А ведь он… выделялся своеобразным декором уличных фасадов, напоминающим мотивы лепного декора каменных зданий периода классицизма. «Междуоконные части гладких стен еще украшены накладной рельефно-моделированной резьбой стилизованного растительного орнамента. Над окнами первого этажа помещены орнаментальные вставки. Междуэтажный пояс и венчающий карниз выделены пропильным узором геометрического рисунка...» – так характеризуют историко-культурную ценность дома специалисты по культурному наследию. Впрочем, даже не знающий таких слов человек мог бы заметить необычность деревянного строения.
Разбирательство, хотя сюда больше подходит слово расследование преступления, движется, как всегда в таких случаях, неспешно. Рискнем предположить, каким будет заключение: неосторожное занесение огня.
Мы обратились в комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия, и нам сообщили, что комитет уже запросил дополнительные сведения в ГУ МЧС России по Тюменской области, а также направил письмо о наличии признаков преступления в областное управление МВД. Ответа пока не получил.
Обязанность по надлежащему содержанию и сохранению объекта культурного наследия возложена на его собственника, физическое лицо, напомнили нам в комитете. Но прошлогодним постановлением правительства РФ ограничена возможность внеплановых проверок и надзорных мероприятий. Комитет обратился в областную прокуратуру, чтобы там выдали требование о проведении внеплановой проверки.
…Шумит вокруг город, как будто не ведает, чего он лишился.
Законодательство словно боится кого-то обидеть. Хотя что может быть обиднее, чем город, теряющий красоту.
Фото Юлии Кононовой