185 лет назад, 26 октября 1838 года, в деревне Борки Тюменского района родился известный купец, благотворитель и городской голова Андрей Иванович Текутьев.
В день рождения мецената библиотека истории города имени А.И. Текутьева провела круглый стол на тему "Традиции тюменской благотворительности: прошлое и настоящее". Мероприятие открыло III городской фестиваль "Текутьевские дни: В гостях у Андрея Ивановича".
Среди приглашенных гостей был и генеалог-любитель Сергей Рыжков. Он поделился с собравшимися итогами своего расследования-исследования о возможных предках Андрея Ивановича.
Начать с самого начала
"Все мы знаем Андрея Ивановича, все мы знаем его биографию. А кто из вас знает, кто его предки? Думаете, крестьяне? Я тоже так думал, но нет. Можно предположить, что в основе фамилии Текутьев лежит глагол "течь", "тикать", то есть "нестись", "бежать". Возможно, прозвище Текутьев дали быстрому, проворному человеку. И вот ровно 185 лет назад родился мальчик. Наверное, была такая же погода, как сегодня, был конец октября. Они еще как-то доехали из Борков до церкви в Созоново, покрестили его", – начал свой доклад Сергей Геннадьевич.
Родословной Текутьева он заинтересовался, изучая свое генеалогическое древо. Как оказалось, дальних родственников Рыжкова связывало с предполагаемыми предками Текутьева несколько фактов.
"Когда я начал заниматься этой темой, то пытался идти от Андрея Ивановича. В какой-то момент я забуксовал и понял, что нужно начать с самого начала. Первое упоминание в Тюмени Текутьева – дозорная книга города 1624 года. Первым в ней указан сын боярский Иван Текутьев. Был ли он связан с нашим Андреем Ивановичем, я не доказал. Он стоит первым, а это уже о многом говорит. Иван Петров Текутьев (Петров – это отчество) – личность легендарная. В начале 1614 года он в числе тюменских служилых (обозначен как литва Ивашко Петров) был в Москве и получал награды от Михаила Романова. Получал, потому что съездил в Китай послом вместе с еще одним товарищем, с тарским атаманом Василием Тюменцевым. Иван Петров был по сути чиновником", – пояснил Сергей Рыжков.
Самосожжение в деревне Друганова
Генеалог добавил, что число служащих детей боярских в то время устанавливалось Москвой. В 1698 году в Тюмени прошел смотр детей боярских, и там была пара человек с фамилией Текутьев.
"Сразу скажу, это родственники Андрея Ивановича. Не близкие, но родственники. Один из интересных документов, где тоже указаны Текутьевы, – это Крестоприводная книга города Тюмени 1646 года. Здесь есть два представителя Текутьевых: Дмитрий и Владимир. Очень интересные персонажи, мною до конца не исследованные. Сведений о Дмитрии мы больше нигде не найдем, но это одно из ключевых имен в моем исследовании.
В 1659 году воевода Хилков приступил к созданию рейтарского полка в Тобольске. В этих списках указана пара человек по фамилии Текутьев. Петр Текутьев – как прапорщик рейтарского строя, Иван – как поручик рейтарского строя. Это уже предки нашего Андрея Ивановича. В 1700 году в дозорных книгах города Тюмени будет указан Иван Текутьев с братом Петром.
Кстати, один из интересных фактов. Здесь же было много старообрядцев и много самосожжений. И вот этот Петр Текутьев, который является прямым дальним предком Андрея Ивановича, в свое время приехал в деревню Друганова, где должно было состояться самосожжение. Крестьяне-старообрядцы сидели и думали, когда бы себя сжечь. Петра туда послали, и приезд солдат стал поводом для того, чтобы это самосожжение действительно состоялось", – поделился Сергей Геннадьевич.
Одно из лучших хозяйств
Далее в переписной книге деревни на Борку (нынешние Борки) Тюменского уезда 1700 года упоминаются сын боярский Петр Титов(ич) Текутьев. Сергей Рыжков уверен, что это тот самый Петр, который ездил в деревню Друганова. У него были дети: 27-летний Василий, 13-летний Алексей и 10-летний Иван.
"Очень важное упоминание, сколько было скота: 15 лошадей с жеребятами. Это было одно из лучших хозяйств, Текутьев записан в деревне в числе первых. Практика показывает, что такие люди обычно были основоположниками деревень. Может быть и так, что Текутьевы стали основоположниками деревни Борки", – предположил исследователь.
Еще одной ключевой фигурой своего расследования Сергей Рыжков назвал Елизара Гаврилова – деда Петра и Ивана Титовичей Текутьевых. Фамилия сына боярского Елизара Гаврилова нигде не звучит, но в одном из документов 1700 года об этом родстве прямо упоминается.
От детей боярских к разночинцам
"Далее идет документ 1719 года и Иван Петров Текутьев. То есть сын Петра Титова Текутьева. У него тоже были дети: Василий, Ефим и Яков. Я не нашел единственную ревизскую сказку 1834 года, потому что она не сохранилась. Зато, согласно ревизской сказке Тюмени и Тюменского уезда 1763 года, живет уже Василий Иванов Текутьев. Если раньше они были дети боярские, то здесь – уже разночинцы. Это единственная книга, она хранится в Москве, в Российском государственном архиве древних актов.
Следующая ревизская сказка – это уже тобольские архивы, 1782 год. Там указано, когда Василий умер. Далее идет Созоновская волость, ревизские сказки 1795 года. Здесь уже указана вдова Василия Текутьева жена Авдотья Андреева и ее сын Алексей. В ревизской сказке 1812 года указаны только мужчины – была война. В ней мы видим Ивана Текутьева и его же сына Ивана. Следующая сказка – 1816 год, здесь уже присутствуют женщины, и у нас глава семьи Иван Алексеев Текутьев. Как я уже упомянул, сказка 1834 года не сохранилась. Дальше идет 1850 год, здесь упоминается Андрей Иванович, ему 12 лет. И последняя – это 1858 год. Здесь ему уже 19,5 лет. Кто-то говорил, что к этому времени семья Текутьевых уехала в Тюмень, но показаны они в ревизских сказках именно по деревне Борки. Даже если они перебрались в Тюмень, то числились в Борках", – поделился генеалог.
Теории и гипотезы
Исследователь предполагает, что Текутьевы могли перебраться в Тюмень из Москвы и Ростовского уезда. Не просто же так здесь из ниоткуда появились дети боярские.
"Когда нет фактов, приходится пользоваться логикой. Прямой связи с тем самым первым Иваном Текутьевым 1624 года мы пока не нашли. Но в 1618 году Москва стояла и оборонялась. И после этого стояния был создан осадный список 1618 года. Царь решил наградить всех дворян, которые оказались среди обороняющихся, поместьями. И в этом списке я нашел доказательство родства, как мне кажется, Дмитрия Текутьева и Елизара Гаврилова. В том списке значится Елизарий Текутьев, по должности сытник, получивший вотчину в Ростовском уезде Рождественского стана. Сытник – это придворный, приносивший из погребов напитки для царского стола. Вотчина затем перешла к жене Елизария Арине Текутьевой и сыну Дмитрию Елизареву Текутьеву, подключнику, сытнику. Подключник – это старинный чин московского двора, помощник дворцового стряпчего. Я не берусь судить, являются ли эти люди какими-то родственниками, но согласитесь, что логика в этом есть", – поделился с собравшимися Сергей Рыжков.
Связь с Текутьевыми
В ходе встречи генеалог не только высказал теории, но и привел интересные факты. Так, Сергею Геннадьевичу удалось отыскать документ, подтверждающий, что отец Андрея Ивановича, Иван Иванов Текутьев, родился 30 августа 1808 года.
"И очень интересно, что в ходе исследования я обнаружил два факта, которые связывают мою семью и семью Текутьевых. Первый факт: один из братьев моего предка Степана Логинова Решетникова, Пахом Логинов, был зачинщиком "Тегенской гари", которую пытался не допустить Петр Титов Текутьев. Второй факт: у Петра Титова в Тюменском уезде за дальними Кармаками (нынешней Успенкой) за рекой Айбой было "пашенной и заложной земли десять десятин ямщика Андрюшки Лукьянова Борболина". Этот Андрюшка Лукьянов Борболин также является одним из моих предков и проживал в 1700 году в деревне Гилевой Тюменского уезда, пришел он из Устюга Великого в 1675 году", – добавил Сергей Геннадьевич.