В советские времена к болоту Круглое – в ту пору ещё болоту на сотни гектаров – приковано было внимание партийных и хозяйственных органов. Предприятие, занимавшееся мелиорацией земель, формировало в недрах своих ударный отряд, состоящий из специалистов и мощнейшей по тем временам тяжёлой техники.
Осушение болота Круглое объявлено было стройкой областного значения. Со страниц районной газеты «Заря коммунизма» не сходили статьи, посвящённые этой «стройке века».
На болото, где тысячелетиями обитали птица и зверь, обрушилась армада землеройной техники. Уникальный природный массив не устоял перед натиском советского энтузиазма.
Болото Круглое, пожертвовав собой, дало жизнь не только специализированному предприятию, занимающемуся мелиорацией, но и целому микрорайону в селе Казанском, до сей поры именуемому как ММС. Аббревиатуру эту нынешняя молодёжь расшифровать не сможет. Да и люди пожилого возраста привыкли к краткому названию механизированной мелиоративной станции.
По иронии судьбы посёлок ММС построен был на заболоченном когда-то месте. Ни погреб здесь выкопать жители не могут, ни выгреб-септик. Грунтовые воды подступают к верхним слоям почвы. Вдохновители мелиорации и помыслить тогда не могли, что бог шельму метит.
За короткие сроки по всей площади болота нарезаны были водоотводные каналы. Не канавы, а мелиоративные сооружения, укреплённые железобетонными плитами. Водосток регулировался гигантскими задвижками. В засушливые годы вода подавалась на поля, засеянные однолетними и многолетними травами, а в дождливые, напротив, отводилась за пределы сенокосных угодий. Урожай трав был невиданный. Однолетники вырастали по грудь рослого мужика. Комбайны не могли совладать с такой массой. Но осушенные земли требовали особого к себе отношения. Удобрений в советские времена не жалели, успевай только вывозить органику из региональных баз хранения. Специальное предприятие – районное объединение «Сельхозхимия» – занималось исключительно вывозкой и внесением минеральных удобрений. Председателю колхоза и трубку телефонную поднимать не приходилось. Вносить удобрения заставляли сверху в принудительном порядке. Сегодня, когда каждый килограмм минерального удобрения на учёте и в цене, в это трудно поверить.
Дармовое, ресурсообильное, сверхтранжирное советское время кануло в Лету. Настали другие времена. В том числе и для болота Круглое.
Несмотря на то, что эти угодья до сих пор остаются главной стратегической базой кормопроизводства для отдельных предприятий, в том числе и крупных товарных, внимания к бывшему болоту Круглое и заботы о нём не проявляет никто. Сено по-прежнему гребётся отсюда сотнями тысяч центнеров, но взамен не вносится в эту землю ни грамма удобрений. Хуже того, часть угодий (а это сотни гектаров) зарастает бурьяном и кустарником по причине невостребованности, ненадобности, запустения. Эти бесхозные участки-клетки становятся головной болью для нашей лесной службы, поскольку никто не обеспечивает безопасность этих участков в случае пожаров.
Нынче болото Круглое – территория гослесфонда. В любое время лесхоз может предъявить счёт за сельскохозяйственное использование этих земель. И счёт этот пойдёт не на копейки. Отдельные предприятия заготавливают на Круглом до тысячи тонн сена за сезон. Потребуют плату за аренду и себестоимость. К плате за аренду приплюсуем расходы на перевозку сена (возить-то корм приходится за десятки километров). Если заготавливать сено станет невыгодно, нерентабельно, то осушенное когда-то болото превратится в гигантский пустырь, где и вездесущим воронам обитать станет скучно.
Старожилы вспоминают времена, когда на подходах к болоту паслись стаи журавлей, количество которых не поддавалось учёту. Болото кормило зверя, который находил в этих топях убежище и корм. Болото влияло на климат в регионе, являлось звеном единой экологической цепи, которую разорвали с безумием варваров.
От былой стройки века почти ничего не осталось. Предприимчивые люди выдернули из земли всё, что можно было продать, сбыть, обменять или пристроить в хозяйстве. Каналы заросли деревьями, которые выстроились на километры в траурном карауле.
Болото Круглое перестало существовать как уникальный природный массив, и сельскохозяйственными угодьями эти земли являются лишь отчасти. Болото Круглое утопает в трясине последствий бездумного вмешательства человека в тысячелетний природный порядок.
Олег ДРЕБЕЗГОВ