Не зря итоговая пресс-конференция федерального центра нейрохирургии проходит прямо перед Новым годом: не захочешь, а поверишь в волшебство.
Конечно же, главным волшебником на встрече с журналистами 21 декабря был главный врач центра, профессор Альберт Суфианов, регалии и звания которого можно перечислять очень долго. В этом году Альберт Акрамович с командой акушеров-гинекологов института материнства и младенчества Екатеринбурга смогли повторить свой подвиг 2018 года: они провели вторую в мире внутриутробную операцию на головном мозге еще не родившегося ребенка.
О диагнозе своего малыша мама узнала, будучи беременной, на втором ультразвуковом исследовании: гидроцефалия. Это избыточное скопление жидкости в полости черепа, вокруг головного мозга или во внутренней системе головного мозга – патология, несовместимая с жизнью. Имея успешный опыт первой похожей операции, врачи решились помочь.
«Мы сутками готовились к операции, отрабатывали тренировочные этапы на 3D-моделях, что позволило провести операцию еще более технично, чем в первый раз», – рассказывает Альберт Суфианов. Операция прошла удачно, родилась практически здоровая девочка, ей сейчас полгодика, ее развитию и здоровью ничего не угрожает (хотя врачи продолжают за ней наблюдать).
По словам Альберта Акрамовича, успех второй операции доказал: первый случай был не просто удачей, это состоятельная технология, которая работает и которую можно использовать. Словом, обыкновенное чудо!
Благодаря применению прорывных технологий российская нейрохирургия считается лидером направления, потому что именно перинатальная хирургия, обращает внимание врач, определяет уровень развития медицины в целом.
Изобретение Суфианова – малотравматичная эндоскопическая внутриутробная хирургия – пока не имеет аналогов и принципиально отличается от подхода американских хирургов, которые делают открытые операции (при помощи кесарева сечения извлекают матку, чтобы обеспечить доступ к плоду). По мнению Альберта Акрамовича, такая хирургия сопровождается большим риском как для матери, так и для ребенка. Он пошел другим путем, который, к счастью, оказался гораздо более эффективным. «Мы открыли шлюз, благодаря которому это направление получит развитие», – уверен нейрохирург.