Одна из героинь Татьяниного дня – Татьяна Атаманова, машинист козлового и мостового кранов.
Работает в цехе металлоконструкций «Мостоотряда-36», филиала компании «Мостострой-11».
Сейчас учится для повышения квалификации. Сначала теория, потом практика, и станет Татьяна крановщицей башенного крана.
Профессию она получила в городе Рудном, в Казахстане. Поступала в училище за компанию, потом втянулась и влюбилась. В краны, в высоту и в работу в команде.
В Тюмень переселилась с семьей в 2022 году.
В «Мостострое-11» сразу влилась в коллектив и понимает стропальщиков без слов. Ей снизу показывают «вира» и «майна». В какую сторону взмах – в ту и ехать по рельсам. Козловой кран передвигается по наземным рельсам на улице, а мостовой – в цехе опирается на рельсы вверху.
В цехе Татьяны два мостовых крана, которые могут работать вместе, если груз тяжелый, и по отдельности. В кабине второго крана – напарница Наталья, с которой Татьяна тоже устанавливает визуальный контакт, потому что рации в кранах нет.
– Мы приходим на работу примерно к половине восьмого, заранее. Отмечаемся и переодеваемся, у каждой есть шкафчик и униформа. За формой следим, забираем домой стирать. Идем на рабочее место. Тут самое главное – все проверить после ночной смены. Основное, конечно, это грузовой тормоз. Мы поднимаем очень тяжелые грузы, и если тормоз держит – значит, все хорошо. Осматриваем канаты визуально. Потом всем посигналила – и начинаю работу. Для сигнала есть кнопка в кабине, звук нужно подавать при каждой операции.
– Бывали забавные случаи?
– В нашей профессии забавных случаев быть не должно. За это и наказать могут. Главное – это внимательность, потому что мы работаем с людьми. Чтобы внизу ничего не случилось. Нужно уметь слушать свой кран. И вовремя остановить. Мало ли, вдруг движок неправильно будет работать. Следить за всем. Сначала стропальщики цепляют груз, мы приподняли его на 10–15 сантиметров, посмотрели, нет ли перекоса груза, а потом уже поднимаем на нужную высоту. Второй стропальщик показывает точку – куда сложить. И они отходят – мы опускаем. А потом только они снимают стропы.
– У вас сидячая работа, делаете зарядку?
– У меня в кабине сиденье удобное, но, если устаю, могу встать и поработать стоя. До контроллеров дотягиваюсь. Нам разрешено делать перерывы минут на десять, походить внизу, ноги размять.
– Кран чем-то напоминает автомобиль, сколько тут скоростей?
– В кабине есть контроллеры, они включают скорости. Начинается с первой, всего их пять, как в автомобиле. Но задней нет. Нужно вернуть контроллер на ноль, потом повернуть в другую сторону и снова можно включать скорости. Пятая – для самых тяжелых грузов.
– Автомобиль водите?
– Да, права есть, но по Тюмени мне еще страшновато ездить, движение большое.
– Куда в основном ездите?
– К мосту Влюбленных, там любим всей семьей гулять, или летом на пляж «Куба».
– Музыку слушать в кабине крана можно?
– Нет, зато в машине можно включить веселую мелодию. Знаете, у нас в цехе всегда шумно, и к этому привыкаешь настолько, что даже в тишине потом заснуть не можешь. Потому засыпаю под музыку или телевизор, а летом слушаю перед сном шум города из открытого окна.
Фото Стэнли Лейбзона