Мне повезло с учителями. Перелистывая страницы альбомов, рассматривая старые фотографии, вспоминаю детство, школьные годы, послевоенный Заводоуковск.
Вот на фотографии запечатлён наш дружный класс семилетней школы № 2, которая располагалась в деревянном двухэтажном здании в микрорайоне машзавода, и учительница Зинаида Андреевна Караулова. Она стала для нас второй мамой. Всегда спокойный, доверительный голос. На уроках мы слушали её, открыв рты. Всё думали, откуда она так много знает?
Как-то ребята расшумелись. Зинаида Андреевна попросила успокоиться – не подействовало.
– Колька, ты что, не слышишь?! – воскликнула она… и замерла. – Ой, Коля, извини, пожалуйста, как-то вылетело.
Стояла мёртвая тишина – за четыре года мы ни разу не слышали, чтобы наша учительница повысила на кого-то голос. Коля смутился, что-то пробормотал… Больше никогда ему не делали замечаний, да и дисциплину мы более не нарушали.
В пятом классе меня перевели в Заводоуковскую среднюю школу, которая находилась там, где теперь отделение агротехнологического колледжа. Нашим классным руководителем была Тамара Дмитриевна Яковлева. Строгая, но очень справедливая.
Помню, как с одноклассниками собирали шишки в соседнем парке, а потом сдавали их в лесничество. Тамара Дмитриевна говорила, что эти семена посадят, вырастут новые деревья, и объясняла, как важно беречь лес – ведь он даёт нам воздух, которым мы дышим.
А весной мы шли на горку, где росло много медуниц, подснежников и других первоцветов.
– Если эти цветы вырвут, что останется на полянке? Давайте сорвём один и посмотрим, как скоро он погибнет, – сказала Тамара Дмитриевна.
Подснежник завял на следующий день… Порой мне кажется, что у людей, которые не берегут природу, просто не было таких учителей, как Тамара Дмитриевна.
А математику у нас преподавала Вера Николаевна Алексеева. Помню, как она заболела, и мы после уроков всем классом пошли её навестить. Вера Николаевна каждого из нас гладила по голове. Это было что-то волшебное – даже дома родители не часто находили время приласкать нас. Как можно было плохо заниматься после этого, расстраивать нашего любимого педагога?
Наверное, благодаря таким замечательным учителям я после восьмого класса поступила в педучилище. И когда я «грызла гранит науки», а потом делала первые шаги в профессии, мне также везло с наставниками. Ещё перед глазами всегда был пример моей бабули Прасковьи Евтифьевны Бакаловой, которая в годы войны работала в яслях и детском саду.
Я уже сама бабушка. Выросли мои дети, за ними и внуки. Но воспоминания о школе и педагогах крепко засели в моей памяти…
Тамара ЗЯТЬКОВА, г. Заводоуковск. Фото из личного архива автора