На улицах пахнет мимозой. Пушистые солнечные соцветья стали символом Международного женского дня с середины прошлого века. Уличные торговцы не могли остаться в стороне – а вместе с ними и специалисты городского департамента потребительского рынка.
Мы с сотрудницей департамента Татьяной Карамышевой отправляемся в рейд. В центре мимозы продают почти на каждом крупном перекрестке. Особенно любимы торговцами улицы Холодильная и Мориса Тореза, а еще Центральный рынок. На улице Республики, 133 мы обнаруживаем пятерых продавцов мимоз, а рядом можно купить еще заготовки овощей, нижнее и постельное белье, пижамы. Татьяна Геннадьевна предлагает начать с угла, где перекресток с улицей Холодильной. Я соглашаюсь. Здесь торгуют трое мужчин. У них «витрина» из пяти коробок.
– Департамент потребительского рынка, почему торгуем? – строго спрашивает Татьяна.
– У меня там начальник, все вопросы к нему, – пытается отвертеться продавец, но Татьяна неумолима:
– Вы торгуете каждый год, давайте документы.
– У меня их нет с собой.
Меж тем подходит покупательница, спрашивает о цене. Мужчина сразу переключается на нее. Немного подумав, девушка все же уходит с веточкой.
– Ну это как всегда: я подхожу – и сразу покупатели, – шутит Татьяна.
– Девочки, вчера нас проверяли, – вклинивается в разговор тот самый «начальник» – отец семейства. По его словам, приходили квартальные и описали. Паспорт он тоже отказался давать – документы в машине, а она далеко. Однако Татьяна непреклонна. Отец тоже, однако упоминание полицейского участка быстро остужает его.
– Сами согласитесь, у каждого семья, дети, мы же не воруем, ничего плохого не делаем, – говорит сын.
– Торговать здесь нельзя, – спокойно и твердо отвечает Татьяна.
– Каждый день будете ходить?
– Каждый день.
– Мы уйдем, завтра другие придут.
– Сегодня я приду, завтра другие придут, потому что это наша работа, – в тон ему отвечает Татьяна. – Предлагаю вам пойти на рынок – и протоколы никто не будет составлять, и штрафов никаких не выпишут. Что будем делать, стоять под снегом?
– Там платить в три раза больше, а ежемесячный вычет по 30 тысяч за место.
Однако Татьяна Геннадьевна очень сомневается в его словах. Торговцы собирают цветы в коробку и уходят. Коробки все забрали, а вот подмести за собой, конечно, не удосужились. Видимо, придется это сделать дворникам с утра.
Татьяна Борисовна торгует не одна, с дочерью и сыном. Она более спокойно отнеслась к замечаниям и без пререканий собрала товар. В протоколе указала, что торгует незаконно из-за маленькой пенсии. «Возможно ли прожить на 12 тысяч в месяц?» – посетовала Татьяна Борисовна, но свою подпись в протоколе об административной ответственности поставила. Ей надо будет прийти на комиссию в 20-х числах марта.
На перекрестке возле торгового центра «Галерея Вояж» из года в год с цветами стоит Елена. Сегодня она с помощником. У нее букеты, кстати, поинтереснее.
– Есть за 50, есть от ста рублей. Если не продал, то конец. Снег, ветер, влажность – от них цветы и темнеют, и выглядят не так. Мимоза из Абхазии, хорошая. Не всегда ясно, какая приедет – пышная, красивая или нет. Это как лотерея, – говорит мне помощник Елены. – Тут с утра людей не бывает, после полудня появляются.
Мимоза не очень любит воду и в ней не нуждается. Именно поэтому она способна преодолевать такие расстояния на машине – больше двух тысяч километров.
А вообще говоря, продавцы вышли на улицы еще на прошлой неделе. Товар разбирают хорошо, поэтому после 8 Марта, вероятно, нелегальных мимоз уже не останется.
Фото автора