Что такое сублимированные продукты, многие еще не знают. И никогда их не пробовали. А у компании «Грин Лайф» большие планы по развитию этого направления.
Резидентом индустриального парка "Боровский" компания "Грин Лайф" стала в 2022 году. С этого же времени она реализует инвестиционный проект по выпуску сублимированной продукции на основе ягодных дикоросов Тюменской области для пищевой, косметической, парфюмерной и фармацевтической промышленности. На все этапы, от строительства цеха Фабрики здоровой еды "GreenHouse" до выхода производства на полную мощность, планируют затратить 360 млн рублей. Только на приобретение оборудования направят около 229 млн рублей. При этом дополнительно будет создано 40 новых рабочих мест, в дополнении к тем 60, что есть на данный момент. В прошлом году предприятие вошло в число лучших работодателей России (всего их 580), в списке они – единственные от Тюменской области в этой сфере деятельности.
Начав с нуля, предприятие менее чем за год расширило ассортиментную линейку до 50 наименований. Объемы пока не большие, поскольку продукция выпускается в основном в качестве промышленных образцов и штучных изделий для маркетплейсов. Но у компании далеко идущие планы.
- Мы работаем над продуктами будущего и ставим перед собой немыслимые планы, – говорит директор предприятия Евгений Шкляев. – Наша цель – обеспечить потребность в сублимированной продукции производителей продуктов питания не только в УрФО и СФО, но и выйти на международный рынок, активно продвигать продукцию из дикорастущего сырья Тюменского региона на рынки Казахстана, Киргизии, Кореи, Японии.
Производство сублимированных продуктов – не просто быстро растущий рынок, а перспектива развития пищевой отрасли. Без технологии сублимации современные пищевые технологии недостижимы. Очень скоро без таких ингредиентов будет невозможно обойтись.
Осваивать новую отрасль на предприятии начали с переработки дикоросов – ягод, грибов (их в регионе насчитывается более 600 видов). В отличие от обычной сушки при сублимации сохраняется 98 процентов питательных свойств продукта, а срок годности при правильном хранении составляет до 25 лет. Уже сейчас сублимированные ягоды очень востребованы на крупных пищевых комбинатах, где производят, например, каши быстрого приготовления, а также на кондитерских фабриках (сублимированные ягоды добавляют в пастилу, зефир).
- Работа у наших технологов научная, – продолжает рассказ Евгений Шкляев. – Мы – первопроходцы. Начинаем с нуля. Экспериментируем, сколько и каких надо провести сушек, чтобы продукт вышел без брака. Рецептура – секретный ингредиент. Вместе с оборудованием его никто не дает. Надо все познавать самим.
Еще одно важное направление деятельности компании – создание новых видов продуктов питания для социального направления. Таких, чтобы в одной порции можно было уместить максимум полезных веществ. Чтобы за 107 рублей в столовой можно было купить и первое, и второе, и десерт. Кажется фантастичным, но это уже реализуется на практике. В двух тюменских школах №92 и 70 в буфете продают, например, сублимированную клубнику. В маленьком пакетике на 50 граммов умещается по сути стакан свежей ягоды. Предлагают и сублимированное мороженое в клубничном кляре. По форме и вкусу его не отличишь от эскимо, но по консистенции оно похоже скорее на прессованное сухое молоко, которое буквально тает во рту.
- Сама технология сублимации известна с середины 50-х годов, – продолжает рассказ Евгений Шкляев. – В СССР тогда первыми в мире добились прорывных результатов в этой сфере. Технологию начали применять для приготовления питания для космонавтов. В павильоне "Астронавтика" на ВДНХ и сейчас продают мороженое "Сэндвич космонавта".
Во время знакомства с работой предприятия Ольга Зимина, глава Тюменского района, поинтересовалась, что необходимо сделать для того, чтобы сублимированные ягоды и мороженое появились и в школах "столичного"? Было бы здорово, если бы школьники не только летом, но и среди зимы могли купить себе, например, пакетик клубники. По этой же технологии можно производить и йогурты, богатые пребиотиками, и овощи длительного срока хранения.
- Для комбинатов питания большая беда – длительные актированные дни в школах, – продолжал рассказ директор предприятия. – Когда продукты согласно еженедельному меню закуплены, но не используются, у них выходит срок хранения. Морковка, например, лежит не больше пяти дней, а потому начинает киснуть. Да и дети часто не едят овощные салаты. Все остается на тарелках, а потом идет на выброс. Как в таком случае дать растущему организму все необходимые питательные вещества? Мы предлагаем, например, включать в рацион сублимированную морковь в клубничной и яблочной панировке. Получается и красиво, и вкусно, и полезно. Никакие актировки и дистант не страшны. Все можно хранить без холодильника. Применение сублимированных продуктов в общепите – чрезвычайно перспективное направление. И мы хотим этот рынок занять. Уже проводим первые аукционы, выходим на маркетплейсы.
Потенциал у предприятия большой. Объем переговоров и поступающих заказов позволяет надеяться на то, что Фабрика здоровой еды не только быстро выйдет на полную мощность, но и будет активно развиваться. В 2025 году планируется строительство второй очереди предприятия.