На асфальтобетонном заводе ДРСУ-1 (АО «ТОДЭП») сезон уже стартовал. К началу выпуска первого асфальта, который запланирован на 10 апреля, нужно запасти как минимум восемьдесят процентов необходимого сырья.
Битумовоз Омского нефтеперерабатывающего завода заезжает на большие электронные весы – это входной контроль. Инженеры дорожно-строительной лаборатории Юрий Доронин и Андрей Баранов отбирают литр битума из каждой машины и проверяют физико-механические показатели – соответствует битум ГОСТу или нет. От качества сырья зависит качество будущего асфальта.
Потом машина едет сливать битум в тысячетонные котлы, где температура поддерживается на уровне 180 градусов. Битумовар Сергей Узлов говорит, что в самой машине градусов 150, и предлагает потрогать теплый рукав, по которому сливается битум. На то, чтобы перекачать 26 тонн битума, уходит около 50 минут.
– Как узнать, что цистерна уже пуста?
– Вы услышите характерный звук – бульканье.
Кроме битума, по железной дороге сюда приходят вагоны со щебнем из Баженовского карьера, из Асбеста. Щебень проверяют на дробимость, а еще есть такой показатель, как насыпная плотность.
Начальник завода Евгений Поваров показывает асфальтосмесительные установки (их две, и зимой обе ремонтировали). В них создается асфальтобетонная смесь. На каждую – свой рецепт. Например, для нижних слоев дорожного полотна используют щебень крупнее. Кстати, асфальт, который отсюда увозят на «камазах», горячий. Его температура 160 градусов, а когда доезжает до места укладки, он немного остывает, но остается пластичным.
Готовую работу тоже проверяют. Инженеры лаборатории бурят асфальтовый керн и оценивают, какая смесь была при отгрузке, и какие коэффициент уплотнения и толщина слоя получились в итоге.
По данным главного управления строительства, в этом году по федеральному проекту «Региональная и местная дорожная сеть» национального проекта «Безопасные качественные дороги» планируется отремонтировать дороги общей протяженностью 255,285 километра.
Фото автора