В каждом доме есть особенная вещь, которая передаётся из поколения в поколение как дань памяти о своих родных, как символ преемственности.
В Год семьи наша газета запускает новую рубрику, посвящённую семейным реликвиям. Сегодня мы расскажем о старинной шали, которая принадлежит сёстрам Дмитриевым из с. Упорово.
По семейному преданию, шаль, представлявшую собой чёрный квадрат (1,5 х 1,5 м), разделённый на крупные клетки жёлто-красно-зелёными полосками, подарил красавице Марфуше, крепостной крестьянке, её хозяин и возлюбленный, однодворец Дмитрий Дмитриев, что жил в Ливенском уезде Орловской губернии в первой половине 19 века.
К этому времени их когда-то состоятельный дворянский род обеднел, а господа и оставшаяся немногочисленная прислуга стали жить одним двором (отсюда и пошло название «однодворцы»). Хозяева к своим крепостным относились лояльно, даже обедали за одним столом.
Дмитрий остался без жены, когда его дети повзрослели, а он был уже далеко не молод. Вдовец обратил внимание на скромную и работящую кухарку Марфу, а вскоре и вовсе полюбил её всей душой. Он жалел девушку, да и она не осталась равнодушной к доброму человеку. От этой любви в 1841 году родился Мирон. Здоровье его отца, поскольку тот был уже «в летах», пошатнулось, а в 1853-м он окончательно слёг и покинул этот мир. Некому стало защищать мать с сыном-подростком от нападок старших детей, которые боялись за своё наследство и поэтому просто выгнали Марфу со двора. И она вынуждена была отправиться в дальнюю дорогу. Тогда по царскому указу набирали желающих переселиться на новые земли в Сибирь. Преодолеть путь, пролегающий по многоверстовому сибирскому тракту, оказалось не по силам Марфе. Как ни куталась в подаренную шерстяную шаль, сидя в повозке, но всё же простудилась и не доехала до места назначения. Осиротевший неожиданно двенадцатилетний Мирон прибыл в село Пятково вместе с родственниками, тоже бывшей прислугой Дмитриевых. Теперь они стали не крепостными, а государственными крестьянами, и им дали фамилию прежнего хозяина. Так и записаны все в метрических книгах Большаковской, а потом Пятковской церквей и Ревизских сказках.
В 19 лет Мирон женился, и накидная тёплая шаль его матери теперь уже помогала согреваться в лютые сибирские морозы его жене – Авдотье. У Мирона родились 16 детей, пятеро из них умерли в младенчестве. Все остальные жили на момент переписи населения 1897 года в с. Пятково. Сыновья заводили свои семьи, строили дома рядом с отцовским. Жили дружно, занимались крестьянским трудом – пахали землю, растили хлеб, держали скотину. Родительский дом, который построил Мирон, вместе со всем скарбом достался третьему его сыну – Логину. А шаль бабушки Марфы хранилась в сундуке вместе с другими ценностями. Летом пересыпали её нафталином, чтобы моль не съела, а зимой Евдокия доставала наряд. Шаль берегла, поэтому повседневно не носила, а укрывалась ею, когда ездила в гости к родне в Комиссарово или на Никольскую ярмарку в Кизак. Логин запрягал лошадь, усаживался с супружницей в сани-розвальни. Поверх полушубка Евдокия надевала овчинный тулуп до пят, а затем накрывалась с головой шалью, чтобы не замёрзнуть в дороге.
После них реликвия перешла по наследству к жене Филиппа Логиновича Анне Яковлевне, а потом к супруге их единственного сына – Александра. Так шаль передавалась от одного поколения к другому, и всё это время она бережно хранилась в бабушкином сундуке – «яшшике», как говорили пятковцы, не забывшие ещё орловского говора.
Тёплая вещь согревала Клавдию Афанасьевну, когда они с мужем навещали родственников в Масалях или Манае, ведь до 1960-х основным транспортным средством был гужевой. С 1970-х отпала необходимость использовать шаль по прямому назначению, так как Дмитриевы приобрели легковой автомобиль «Жигули», и зимние дороги им стали не страшны. С того времени старинная вещь используется как плед, да и то только по праздникам.
Когда сёстры Дмитриевы, их дети и внуки собираются в родительском доме, они достают из кладовки небольшой деревянный сундучок – домашний архив, который сто лет назад смастерил их дед Филипп, пересматривают пожелтевшие фотографии, открытки, вышивки, вспоминают своих предков. А та самая шаль, которой уже почти 200 лет, до сих пор хранит тепло ласковых прапрапрапрабабушкиных рук. Она сейчас находится у Любови – старшей из сестёр. По общему их решению раритет как символ тёплого семейного очага должен перейти будущей семье одного из её внуков – Кирилла или Александра, которые продолжат род Дмитриевых.
Фото Марины МЕДВЕДЕВОЙ.