На перекрестке Республики и Профсоюзной стоят спина к спине прошлое и настоящее уличных киосков. У старого шесть витрин, которые демонстрируют прохожему калейдоскоп свежей прессы, кроссвордов и раскрасок. Сам киоск похож на корабль: вытянутый по краям, сверху красуется надпись белым на красном: «Первая сеть свежей прессы». Здесь также торгуют мороженым: взрослому – газету, ребенку – эскимо.
Казалось, что такие киоски были всегда. Разной формы, цвета, ассортимента. Обшитые сайдингом и пластиковыми панелями. Но с каждым годом их становилось все меньше в городе. С 2021 года администрация взялась за возрождение нестандартных торговых объектов, именно так обозначаются все павильоны, работающие круглогодично. Новая концепция внешнего вида подразумевает унифицированные модели, которые хорошо вписываются в облик Тюмени.
Два года назад горожане выбирали, как будут выглядеть новые киоски на специальном ресурсе администрации «Я решаю». И сейчас на смену разношерстным «кораблям» постепенно приходят серо-черные кубы. Единый стиль НТО, как считают в администрации, позволит благоустроить прилегающую территорию и упорядочит сферу размещения наружной рекламы.
Маргарита протягивает мне пломбир через квадратное окошко нового киоска. Только через это окошко Маргарита видит, что происходит снаружи, остальное пространство витрины занято карточками с ассортиментом. Работает здесь второй год, начинала в «корабле» с прессой:
– В старых киосках часто были проблемы с теплоизоляцией. Приходилось утепляться обогревателем. Когда работаешь с 10 до 20, обращаешь на это внимание. В новом месте работать стало комфортнее.
Программа обновления НТО подразумевает, что к концу текущего года все городские киоски будут заменены новыми. На сегодняшний день, по данным информационной системы «Нестационарные торговые объекты», 110 киосков имеют действующий договор с городской администрацией, 69 пока свободны. Кстати, помимо киосков в реестре есть и павильоны, они тоже обновляются. Наш корреспондент пытался побеседовать с мужчиной, который еще готовится торговать мороженым в одном из новых павильонов, но тот только мрачно пробубнил, что, на его взгляд, серо-черный цвет ларька гораздо меньше ассоциируется с мороженым, чем прежний бело-голубой.
…С наступлением тепла за мороженым выстраиваются очереди. Кто-то, смотрю, уже оставил маленький стикер смайлика на серой стене. На еще не открытом киоске на пересечении улиц Орджоникидзе и Республики уже красуется граффити.
Фото автора