В классе коррекции школы N 42 стоят две обнимательные машины. Немного разные. Они появились недавно, но уже используются в работе с детьми с расстройством аутистического спектра.
Учитель начальных классов Тамила Горьковская рассказывает, что обнимашки – так машины прозвали в школе, – помогают детям, у которых, к примеру, низкая кожная чувствительность. Эффект заметили даже родители.
– У меня во втором «Д» учатся десять таких детей, но, конечно, все разом мы сюда не приходим, – говорит Тамила Магамедовна и ведет обниматься Владимира Мачехина. Вова с удовольствием пролезает между мягкими тяжелыми роликами, а потом еще разок.
– А тьютор не может сам пообнимать ребенка?
– Есть дети, которые не любят никаких телесных контактов. И, как ни странно, охотно заползают в наши обнимательные машины. Правда, сначала мы показали на примере других детей, что это не страшно, а приятно.
Горьковская объясняет, кому показаны такие обнимашки. Бывает, что дети в классе прыгают и ударяются, потому что не чувствуют себя в пространстве. Или дети с тонусом мышц. Тамила Магамедовна считает, что это лучше, чем утяжеленное одеяло, которое тоже используют для того, чтобы успокоить ребенка.
Директор школы Ирина Ракишева рассказывает, что благодаря областному департаменту образования в школе появились не только обнимательные машины, но и диагностические материалы, пособия, коммуникаторы для тех, кто не разговаривает и освоил карточки ПЕКС. Ирина Викторовна демонстрирует интерактивный стол с разными программами для коррекционных занятий с логопедом, дефектологом, игр на развитие речи. Есть дети, которые говорят шепотной речью, для них тут есть микрофоны, чтобы развивать их голос и учить понятиям «громко-тихо».
Школа составляла спецификацию на оборудование, советовались со школой «Горизонт». Сейчас в трех классах 42-й школы обучается 27 детей с расстройством аутистического спектра.
Всего в этом году подобное оборудование закупили одиннадцать школ города.
НА СНИМКЕ: Тамила Горьковская и обнимательная машина.
Фото автора