В сквере Мужества в минувшую пятницу собрались ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС почтить память своих товарищей.
– Мы каждый год в этот день проводим митинг, концерт, – говорит Ирик Кадиров, председатель правления областной общественной организации инвалидов «Союз Чернобыль». – Конечно, то что произошло 38 лет назад – это катастрофа, которая не должна повториться. Мы – поколение, которое последствия катастрофы испытало на себе. Многие из нас уже умерли. Из Тюменской области на ликвидацию аварии было отправлено больше тысячи человек, но это вместе с округами. Сейчас на юге области около 600 ликвидаторов. В среднем возраст 70-75 лет, пожилые люди.
Ирик Саняфович рассказывает, что служил в Ленинградском военном округе и в 1987 году в июле был командирован в Чернобыль, где пробыл четыре месяца, командовал инженерно-технической ротой. «Слова «страшно» мы не знали, – говорит Кадиров. – Люди добросовестно работали даже на тех местах, где была большая радиация».
К нам подходит Алексей Перепелкин. Ему в 1986 году было 22 года. В Чернобыль он попал через военкомат, с батальоном химзащиты. И провел там 67 дней, совершив одиннадцать выходов на крышу аварийного энергоблока. После демобилизации волосы выпадали, по утрам горлом шла кровь. Понадобилось время, чтобы привести в норму щитовидную железу. Алексея очень поддерживала жена Надежда.
– Самое удивительное – это первый день в Чернобыле, – вспоминает Перепелкин. – Мы приехали в город, а он без людей, только военные. На балконах висит белье, яблоки большие, магазин стоит опечатанный. Фикус бедненький под солнышком засох. Второй момент запомнившийся – это выходы на крышу. Это было всего 5-6 минут. Со мной пустили двух дядек. Надели противогазы. Им тяжело, мне нет. Но все равно поколачивало после из-за стресса. Там на крыше ничего страшного не было, но я боялся, что не смогу правильно выполнить задание.
Алексей, Ирик и остальные ликвидаторы возложили цветы к монументу.
НА СНИМКЕ: перед памятной датой постамент привели в порядок.
Фото автора