«Добро пожаловаться» - акция по приему жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела. Акция проводится Тюменской таможней ежеквартально с целью обеспечения охраны прав, свобод или законных прав участников внешнеэкономической деятельности и физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу Евразийского экономического союза.
Акция состоится 17 мая 2024 года в административном здании Тюменской таможни и на 13 таможенных постах Тюменской таможни. С адресами для посещения можно ознакомиться на странице Тюменской таможни.
Как и куда можно подать жалобу в случае, если Вы считаете, что решением, действием (бездействием) таможенного органа нарушены Ваши права, свободы или законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность?
Как показывает практика, большинство участников внешнеэкономической деятельности используют судебный порядок обжалования (порядок обжалования с наибольшими финансовыми и временными затратами).
Вместе с тем, Тюменская таможня обращает внимание участников внешнеэкономической деятельности и физических лиц на возможность разрешения споров в области таможенного дела во внесудебном порядке. Институт ведомственного обжалования (в вышестоящий таможенный орган) является действенным механизмом разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в таможенных правоотношениях.
Ведомственный порядок обжалования в вышестоящий таможенный орган по сравнению с судебным порядком обжалования имеет ряд преимуществ:
- простота обжалования;
- отсутствие денежных затрат, в том числе связанных с оплатой государственной пошлины;
- оперативность рассмотрения жалоб;
- не исключает возможности последующей подачи жалобы аналогичного содержания в арбитражный суд, суд;
- решение по жалобе вступает в силу немедленно, нижестоящий таможенный орган не в праве его оспорить.
Ведомственный (досудебный) порядок обжалования регламентирован Федеральным законом от 03 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон).
В соответствии с ч. 1 ст. 288 Закона жалоба подается в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются; жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного поста подается в таможню.
Часть 1 ст. 289 Закона устанавливает трехмесячный срок для подачи жалобы:
1) со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности;
2) со дня истечения срока для принятия таможенным органом решения или совершения действия, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
В случае пропуска срока для обжалования действия (бездействия) указанный срок может быть восстановлен по ходатайству заявителя, если таможенный орган признает причину такого пропуска уважительной. Ходатайство о восстановлении срока обжалования подается в письменной форме в виде самостоятельного документа одновременно с жалобой либо может содержаться в тексте жалобы. С таким ходатайством предоставляются документы, подтверждающие причины пропуска срока для обжалования (части 2, 3 ст. 289 Закона).
Согласно ч. 1 ст. 290 Закона жалоба подается в таможенный орган в письменной форме и должна быть подписана заявителем или его представителем.
Жалоба на решение, действие (бездействие) в области таможенного дела должна содержать:
1) наименование таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (при его наличии), место жительства физического лица или наименование юридического лица, подающих жалобу, идентификационный номер налогоплательщика, его место нахождения;
3) существо обжалуемого решения, действия (бездействия);
4) основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены (ч. 3 ст. 290 Закона).
Жалоба может быть подана в электронном виде в соответствии с положениями статьи 300 и части 11 статьи 398 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 290 Закона).
Порядок подачи жалобы в таможенные органы в виде электронного документа утвержден приказом ФТС России от 25.02.2022 г. № 130 «Об обжаловании решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в электронной форме» (зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2022 г. № 68525).
Жалоба в электронном виде подается через автоматизированную подсистему «Личный кабинет» (далее – АПС «Личный кабинет») по адресу: https://edata.customs.ru.
Жалоба должна быть рассмотрена вышестоящим таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу. Жалоба, поданная без соблюдения требований ч. 1 ст. 288 Закона, должна быть рассмотрена вышестоящим таможенным органом в течение двух месяцев со дня ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу (ч. 1 ст. 297 Закона).
Решение таможенного органа по жалобе может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган и (или) суд (ч. 7 ст. 298 Закона).