Анатолий Марков из села Сединкино два года службы в пограничных войсках провёл на Курильских островах. В его сердце навсегда осталась любовь к суровой красоте того далёкого края.
– Для меня это было настоящее путешествие на край земли, – признаётся Анатолий Георгиевич. – Что я видел до этого? Родное село Першино да Ялуторовск с Тюменью… А тут – во Владивосток на самолёте, на Кунашир – на теплоходе! Да ещё мы по пути в шторм попали. Я, оказывается, морской болезни не подвержен, хорошо себя чувствовал. Всё рвался на верхнюю палубу, посмотреть, как волны по морю ходят, почувствовать солёные брызги на лице. Но оттуда нас, новобранцев, команда корабля прогоняла, чтоб под ногами не путались.
В пограничном отряде А. Маркова направили водителем в роту связи: он ещё до призыва окончил Ялуторовский совхоз-техникум, поработал на Новозаимском ремонтно-тракторном предприятии и любую машину знал, как свои пять пальцев. Вот и здесь молодого солдата посадили за руль передвижной радиостанции. Служба в пограничных войсках, по словам Анатолия Георгиевича, была суровая. За дисциплиной строго следили командиры – старшина роты прапорщик Докучаев и замполит старший лейтенант Шебеко. Они объясняли, что воинам в зелёных фуражках доверена охрана родной земли, поэтому во всём должен быть порядок.
– Да у меня и мысли не было устав нарушать, – говорит Анатолий Георгиевич. – Нас с братом Андреем – он со мной в один погранотряд попал – односельчане торжественно в Доме культуры в армию провожали. Председатель сельсовета Анатолий Козубенко и старики-ветераны напутствовали служить честно, не подвести колхоз. До меня здесь, на Кунашире, мои старшие братья границу охраняли. Я, бывало, чистил в оружейке автоматы, на которых стояли имена Леонида и Михаила Марковых. Разве мог я в грязь лицом ударить?!!
Наш земляк немного расстраивается, что за два года службы ему не довелось поучаствовать в поимке нарушителей. Японию от Кунашира отделял 40-километровый пролив. Правда, зимой А. Маркова вместе с другими пограничниками вертолётом отправляли на усиление на остров Танфильева. Там Япония совсем рядом, и в холодные годы активисты антисоветских организаций перебирались по льду на нашу территорию, чтобы установить свои флаги и вымпелы, так как считали Южные Курилы своими.
– В хороший бинокль можно было рассмотреть номера на иностранных машинах. А советские телевизионные программы иногда перебивала японская реклама. Но нарушителей мы так и не дождались, – рассказывает Анатолий Георгиевич.
Восхищала А. Маркова природа края: горячие вулканические источники, студёные воды Тихого океана, огромные медвежьи следы, которые были больше пограничной фуражки, и зимние ветра, пронизывающие до костей.
– Когда служба подходила к концу, командиры предлагали остаться на сверхсрочную. Но не мог я без своей земли, ведь отец меня с детства на трактор и комбайн с собой брал. Звало, тянуло меня сибирское поле. Ну и ещё одна причина была: в Тюмени ждала моя невеста Лена. Мы с ней два года переписывались, – улыбается Анатолий Георгиевич.
С Кунашира пограничники улетали на самолёте рыборазведки – салон обшит фанерой, вместо кресел – деревянные скамейки. А вот из Владивостока Анатолий с друзьями-сибиряками решил ехать поездом – когда ещё всю страну посмотреть случай будет.
– В тюменский ЦУМ, где Лена работала продавцом, я явился прямо с вокзала, как снег на голову. Скоро мы сыграли свадьбу, я стал трудиться водителем в областном центре. Да только большой город не пришёлся мне по душе. Уговорил любимую вернуться в родные края – супруга родом из Сединкино. Так сорок лет назад мы переехали в это село. Здесь жена работала в магазине, а я – механизатором.
Сейчас Анатолий Георгиевич на заслуженном отдыхе. Он часто вспоминает Курилы, друзей, с которыми провёл два незабываемых года службы. Сегодня он обязательно наденет зелёную фуражку и приедет в Заводоуковск в сквер воинской славы, чтобы отпраздновать со своими товарищами День пограничника.