Медиакарта
1:45 | 20 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Судьбой дарованные годы

09:00 | 11 июня 2024
Источник: Красная звезда

                                                                                   Я приближаю славы миг

                                                                                   Ценою жизни, край родной…

  …В  майские дни, уже  будучи на заслуженном отдыхе, он почти всё время проводил в огороде. Любил деревенский домашний труд, да и основная житейская профессия не позволяла прожигать будни у телевизора, лёжа на диване – агроном. Сам вскапывал грядки под мелочь, сам сажал лук, морковь, свёклу и т.д., сам ухаживал до их всходов. Затем передавал незатейливое хозяйство дочери  Надежде, приговаривая нравоучтиво: -- Поли и поливай вовремя…

  Родился Костя Соловьёв, а речь идёт именно о нём, на далекой Смоленщине, в небольшом селе – Драгань называлось. Отец – Архип Степанович -- был на все руки мастер: и плотник, и столяр, и кузнец, да вот приложить их по-настоящему негде было. Мама -- Лукерья Петровна -- занималась в основном детьми (у Костика были старшие брат с сестрой – Михаил и Валентина)  да подрабатывала пекарем на местном хлебном заводике. Ему было всего три года, когда родители на волне «великого переселения» (1927-1930 гг.) решились ехать осваивать свободные земли. Сколько ехали, как добирались – одному Господу известно. Остановились в селе Калинино Викуловского района, что и стало их второй родиной.

  О раннем детстве Константин Архипович всегда вспоминал с улыбкой: «Любил лето! Жара, приволье! Лес рядом, речка под боком, в которой с утра до потёмок плескались. И никакой заботы». Потом – школа, а в четырнадцать лет парень уже пошел работать в местный колхоз, чтобы помочь отцу поддержать семью, в которой прибавилось ещё четверо детишек: Павел, Зинаида, Анастасия и Анатолий.

  Лето 1941 года. Начало великой битвы с германским фашизмом в глухой Сибири почти не ощущалось: разговоры да слухи. Но уже к началу сентября она конкретно о себе заявила: мужиков в деревнях не осталось – всех позабирали на фронт. А когда в ноябре Соловьёвым пришла «казённая бумага», о том, что их сын и брат Михаил Архипович пропал без вести в боях за Родину, Костя понял, что война – это очень страшная, кровавая бойня, победить в которой можно только силой разума.

  В конце декабря 1942 года его призвали в армию. Часть, в которую он был зачислен, формировалась в г. Ишиме, затем – Урал, краткосрочные курсы при военно-пехотном училище. Своё восемнадцатилетние Костя встречал в эшелоне, который мчал молодых солдат в самое пекло разгоревшейся войны – на Курскую дугу.

  До места назначения вчерашние курсанты не добрались. Под Воронежем поезд разбомбили вражеские самолёты, остались от него только головёшки да груды искорёженного металла. И ещё – свежие могилы, прямо в поле, недалеко от паровозных путей. Это было первое боевое крещение младшего сержанта Соловьёва, память о котором врезалась ему на всю оставшуюся жизнь.

  А после была битва под Курском. Из воспоминаний ветерана ВОВ К.Соловьёва:

  -- Бои – тяжелейшие. Наши войска, отразив массовое наступление немцев, сами перешли к активным действиям. Этому способствовали свежие резервы, сформированные из сибиряков. Наш полк, в составе 9-й Гвардейской дивизии, столкнулся с противником у деревни Прохоровка. Творилось что-то невероятное – днём было темно, как ночью. Огонь, дым от горящих домов, танков и самоходок – всё слилось воедино. Страшновато было, дышать нечем… Одиннадцать дней длилось кровопролитие, но мы выстояли.

  В этом сражении наш земляк получил первое ранение – сквозное осколочное, в ногу, была повреждена и кость. Два месяца госпиталей, и снова передовая. Прохоровское ранение, к сожалению, не оказалось последним. В январе 1944-го в одном из боёв он получил другое – в руку. На сей раз глубокий тыловой госпиталь в г.Челябинске. После выздоровления (в марте) Соловьёва направляют в г.Можга, в пехотное училище, а уже через полгода он снова был в действующей армии:  в звании младшего лейтенанта возглавлял взвод разведки.

  А война катилась в логово фашистского зверя. Понимая, что она проиграна, немцы сопротивлялись необычайно яростно. Фронт перекинулся на рубежи с Пруссией. Схватки шли жестокие, никто не хотел уступать. В этой ситуации очень многое зависело от разведчиков, которых солдатское «радио» прозвало «глаза и уши» победы.

  Из воспоминаний К.Соловьёва:

    -- Доставалось нашему брату в те дни. Дополнительные трудности составляло незнание немецкого языка, с местным населением приходилось общаться больше жестами… Таскали ротозеев помаленьку. Фрицы под конец стали трусливыми, но хитрыми. Бывало, сутками просиживали где-нибудь в схроне, чтобы добыть подходящий экземпляр. По-всякому случалось…

  До Берлина разведчик не дошёл. В марте 1945 года он получил своё самое тяжелое ранение – в грудь. Из под Кенигсберга его отправили в Иркутский стационарный госпиталь – через всю Европу и Сибирь, где пролечили до августа. Оттуда – опять на службу: командовал взводом разведки на границе с Китаем, защищал её от японских самураев. В запас уволился только в январе 1947-го.

  После войны Константин Архипович посвятил себя дорогой сердцу деревне и родному Викуловскому району. По зову партии (членом КПСС стал в ноябре 1950 года) он был направлен в Тюменскую школу подготовки руководящих кадров (1952-1955 годы), которую окончил с отличием. Долгие годы работал в колхозе «Сибирь», главным агрономом – в совхозе «Коточиговский». В феврале 1964 года по решению бюро Викуловского РК КПСС К.Соловьёв возглавил совхоз «Озернинский»; директорское место оставил спустя пять лет. Стало пошаливать здоровье: сказывались фронтовые раны, да и беспокойная работа в сельском хозяйстве давала о себе знать. Случалось, сутками находился на фермах, в поле среди комбайнёров, не забывал посетить машинно-тракторную мастерскую хозяйства, где шёл ремонт техники и инвентаря.

   В 1970 году Соловьёвы перебрались в Викулово (у Константина Архиповича с супругой Анной Афанасьевной уже было трое детей – Надежда, Любовь и Валерий). Немного отдохнув и подлечившись, ветеран вновь приступил к работе: был принят главным агрономом в колхоз имени Калинина и назначен заместителем его председателя. (В 1972 году успешно окончил Тюменский сельскохозяйственный институт). С этой должности, в ноябре 1987 года, ушёл на пенсию.

  К.Соловьёв всегда был очень принципиальным, но справедливым и честным, открытым человеком. Вёл большую общественную работу: неоднократно избирался членом бюро Викуловского райкома партии, депутатом сельского, районного Советов народных депутатов, судебным заседателем, руководил первичной организацией ветеранов войны и труда СХПК им. Калинина. К его боевым наградам – медалям «За отвагу», «За боевые заслуги», орденам – Красной Звезды и Отечественной войны  добавились трудовые: орден Трудового Красного Знамени, медаль «Ветеран труда», множество почётных грамот и благодарностей.

  …Вспоминаю, как будто это было только вчера, одну из наших встреч с дедом Костей, когда он праздновал двойной юбилей: 60-летие Великой Победы и 80-летие со дня рождения. Тогда я ненароком спросил его о том, какому празднику он больше рад? Архипович, прищурившись и чуть улыбаясь, посмотрел на меня:

  -- А что ты спрашиваешь? Будто не знаешь. Я ведь и воевал ради того, чтобы жить. Вот и живу помаленьку  благодаря Победе.

  Через полтора года его не стало…

Фото из архива автора.

  

Автор: Аркадий БЕРЕЗИН