Зрители буквально везде: подростки залезли на турники спортивной площадки, взрослым оказалось мало газона – они сидят на поручнях каменной лестницы, ведущей к сцене. Людская река людей течет в обе стороны, но тех, кто стремится вниз, гораздо больше. Поток замедляют рамки металлоискателя. Смекалистые поднимаются на скамьи и встают на носочки, чтобы видеть сцену, а не стену затылков. Но танцевать так неудобно, хоть и очень хочется. Ритм музыки сам подсказывает движения. Интересно видеть грозных на вид мужчин, очень громко подпевающих нежному женскому вокалу. Кто запомнит в такой толпе, а душе приятно.
Полная картина происходящего предстает сверху: палитра огоньков мобильных телефонов и темнеющее небо. Свободна от зрителей только крыша конторы пароходства. В моменте это даже кажется немного странным.
Время 23.23 – Тюмень все еще не спит, а «Музсходка» уже закончилась. Теперь вокруг сцены пусто. Возбужденные музыкой зрители вываливаются в город, оставляя переполненные урны. Рамки металлоискателя отодвинуты и даже свалены набок.
У стенда «ВКонтакте» люди собрались полукругом – перед фестивалем здесь установили телемост с ВДНХ в Москве. Огромный экран ярко горит в темноте. Есть и камера, и микрофон, можно помахать ручкой и передать привет случайному москвичу. Случайный москвич машет в ответ.
Время 23.35 – я вышел на улицу Дзержинского. Здесь все дни фестиваля «Музсходка» работали две сцены: звучали хип-хоп, электронная музыка, акустика и поп. Но обычно это место принадлежит уличным музыкантам – им не надо сцен, достаточно инструмента и возможности поделиться своим творчеством. 7 и 8 июня на улице каждый третий прохожий нес гитару. Состязаться со звуком площадок трудно, но места хватает всем.
Между улицами Хохрякова и Советской я попал на еще один импровизированный концерт: прохожие окружили клавишника с телосложением и стрижкой боксера. Поверх футболки черная джинсовая куртка. Под ногами усилитель синтезатора, плашмя лежит чехол для инструмента, на котором видно табличку с номером для денежных переводов. Так я узнал, что музыканта зовут Дмитрий. Из-под его пальцев выходит мелодия «Группы крови» «Кино». Сам не поет, но вступления долго ждать не приходится – текст знают все. На других песнях оказалось, что петь надо уметь, а не просто хотеть. Среди нас было мало вокалистов. Сильно ли данный факт помешал нам? Вовсе нет. Когда человек хочет выплеснуть свои эмоции в песне, он делает это как может.
Я стоял возле Дмитрия, и подошедший седой мужчина лет пятидесяти с усами-щеткой, в синих джинсах и кепке, по-видимому, принял меня за импресарио артиста.
– А можно «О любви» Чижа?
Он положил сторублевку на чехол и затянул песню не хуже самого Чижа. Развернулся, пошел дальше.
Уже ночь и другая дата. Дмитрий рассказал, что начал играть на улице пять лет назад. С другом в качестве эксперимента вышли на набережную – поиграть, как они говорят, ради удовольствия. Было интересно, как отреагируют люди. Вернувшись сюда с синтезатором, он понял, что это неплохой вид заработка.
Теперь Дмитрий занимается только музыкой. А уличной, можно сказать, профессионально. От трех до шести часов в день при хорошей погоде. Он не собирает стадионы, хотя цель та же, что у других музыкантов – подарить эмоции. Здесь, на улице Дзержинского, на набережной или в подземном переходе у драмтеатра.
Путь ко всему – музыка.
Фото автора