Медиакарта
5:42 | 19 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Родом не из детства – из войны

Дети войны… Они рано стали взрослыми, познали все трудности и горести жизни, и выпавшие на их долю испытания навсегда оставили зазубрины в их душах. Это подтверждает Геннадий Гилёв из села Тумашово, детские годы которого пришлись на военное лихолетье.

Геннадий Савватеевич родился 20 августа 1938 года в Невьянске Свердловской области. Его отец Савватей Евдокимович трудился на механическом заводе, а мать Варвара Филимоновна была домохозяйкой и воспитывала пятерых детей. Когда началась Великая Отечественная война, Савватея Евдокимовича сразу на фронт не взяли: завод, где он работал, выпускал военную продукцию, и попасть на передовую он мог только, найдя себе замену.

– На начало войны мне было три года, – рассказывает Геннадий Савватеевич. – И перед тем, как отец ушёл бить врага, родители решили вернуться в родное село Тумашово Новозаимского района. Мама трудилась на Тумашовском песчаном карьере, возила на тачках песок да глину. А меня отдали в детский сад, который работал тут же, при карьере. Его здание больше напоминало барак и находилось рядом с железной дорогой. Вместе с братом и сёстрами я помогал матери с огородом, собирал в лесу грибы да ягоды. После войны в нашей семье из пятерых детей остались только двое – я да старший брат Леонид. Примерно через месяц после окончания Великой Отечественной в село стали возвращаться фронтовики. Мы тоже надеялись встретиться с папой, но в дом пришла похоронка. В ней сообщалось, что Савватей Евдокимович погиб на границе Польши и Германии в 1945 году в свой день рождения – 23 февраля. Многое стирается из детской памяти, но почему-то тот день, когда наша семья получила это известие, я помню во всех подробностях: я сидел в садике на подоконнике, ждал прихода поезда и думал, что отец всё равно вернётся. Уже в наше время польские активисты помогли найти место захоронения папы: в похоронке его указали не совсем верно. И выслали нам фотографию братского кладбища под городом Скурч.

Но вернёмся в далёкое прошлое. В 1947-м Варвару Филимоновну назначили заведующей пекарней. Хлеб, который там пекли, славился на весь район. В этом же году Геннадий Гилёв пошёл в школу. Отмечает, что его учили хорошие учителя – Юлия Александровна Плоскова и Клавдия Яковлевна Захарова, Валентина Кузьминична Юдина и Валентина Алексеевна Буряк. Директором был её муж Никита Иванович Буряк. Сложные отношения у многих ребят были тогда с немецким языком. Но не из-за учителя Ефросиньи Михайловны Гилёвой. Виновата в этом была война: у многих отцы погибли на фронте, и всё, что было связано с немцами, в том числе и их язык, школьники не любили.

– С ребятами мы жили мирно. Друзья в основном у меня были из карьера – Коля Ваганов, Витя Симонов, Роберт Шрайнер, Вася Шуматбаев, – рассказывает мой собеседник. –  После уроков осенью ходили вместе с учителями копать картошку на школьном огороде. Некоторые были заняты на току, на обработке зерна. Те ребята, кому исполнилось 10 лет, работали на кирпичном заводе, который был в карьере. Весной, вскапывая землю под огород, мы находили перемёрзшие клубни картошки и стряпали из них вкусные лепёшки. Учеников, чьи отцы погибли на фронте, в школе кормили бесплатно. Колхоз давал для питания школьников мясо.

В 1954 году Г. Гилёв окончил семилетку и поступил в Тобольское мореходное училище. Получив специальности судового механика, судового электрика, токаря и фрезеровщика, работал в Управлении транспортного флота. Был мотористом на судах, помощником механика, механиком холодильных установок. Позже трудился на флагманском теплоходе «Чайка», рефрижераторах «Белуха», «Чумекан», «Северный». Ходил по Туре, Тоболу, Иртышу, Оби… Одновременно Геннадий Савватеевич учился в вечерней школе и окончил её с серебряной медалью. Потом сразу же поступил на  заочное отделение в Уральский политехнический институт. После вуза Г. Гилёв пришёл в конструкторское бюро судостроения, на базе которого в Тюмени был основан Сибирский научно-исследовательский институт и проектно-конструкторский институт.

– Здесь я прошёл путь от конструктора второй категории до главного конструктора, которым трудился более десяти лет. При моём участии было разработано более пятидесяти различных средств механизации производственных процессов. На 12 изобретений я получил авторские свидетельства, на два – патент. Помимо этого, подготовил к печати несколько научных работ, разработал программу для студентов биологического факультета Тюменского университета, где я читал лекции по механизации производственных процессов в рыбоводстве, и написал главу по этому курсу в учебник.

Не забывал Геннадий Гилёв и об общественной работе. Ей он начал заниматься ещё школьником. Был заместителем секретаря комсомольской организации и старостой класса. Работая в СибрыбНИИпроекте, восемь лет был заместителем секретаря партбюро, председателем группы народного контроля и одновременно внештатным заведующим промышленным отделом комитета народного контроля Ленинского района Тюмени. Десять лет возглавлял партийную организацию института СибрыбНИИпроект. Пригодились Г. Гилёву и знания, полученные в университете марксизма-ленинизма, который он окончил с золотой медалью в 1978 году.

С женой Ириной Григорьевной, детство которой тоже пришлось на военные годы, Геннадий Савватеевич вырастил двух дочерей Елену и Людмилу.

– От напряжённой работы и частых командировок мы с супругой решили перейти на оседлый образ жизни и вернулись в Тумашово, где я работал в сельской школе учителем, – продолжает Геннадий Савватеевич. – Здесь мы построили дом, разбили сад, завели корову. Часто по вечерам за чашкой чая пересматриваем с женой старые пожелтевшие фотографии, вспоминаем то далёкое прошлое. Какое бы оно ни было, оно – наше! К нам часто приезжают внуки и правнуки. Знаем, что они не представляют, как можно жить без красивой одежды, обуви и получать хлеб по норме… Но мы бы и не хотели для них такой судьбы: ведь в конечном итоге наши деды и отцы сражались за светлое будущее потомков.

Автор: Алексей СЕВОСТЬЯНОВ