На дворе стоял январь 1921 года. Две лошадки, запряжённые в кошёвки, одна за другой резво бежали по накатанному большаку. В розвальнях, укутавшись в тулупы, возлежали четверо мужиков: Иван Болоткин, Фёдор Резодубов, Игнат Руссов и Андрей Грехов, который считался старшим в этой группе красноармейцев. Именно последний, приказом комиссара Ишимского ревкома, был назначен председателем Викуловского волостного комитета, куда и добирался со своими товарищами.
Да, с тех пор минуло более ста лет. И, казалось бы, зачем ворошить прошлое, вдаваться в какие-то его подробности, когда в обществе уже царит совершенно иной строй со своими законами и порядками, изменились его политические и экономические устои, сменились поколения людей. Зачем? Зачем вспоминать о каких-то людях, которых с нами уже давно нет? Однако истина глаголет: историю нельзя менять и забывать. Вот и в этом деле, связанном с одним из первых большевиков в нашем родном краю, мы не вправе забывать его имя. Или, как сказал однажды наш учитель и краевед Николай Георгиевич Зырянов: «Грех забывать о Грехове».
Итак. Кто был этот Грехов? Думается, что на пороге нашего всеобщего праздника – 100-летия со дня образования Викуловского района, можно и нужно напомнить землякам об этом первопроходце своего рода. Ведь наш праздник -- это и его праздник.
Родился Андрей Грехов в декабре 1901 года в деревне Подавихе Кунгурского района Пермской области. Семья была бедной, а в ней детей – девять душ. Андрюша был старшим, и уже в восемь лет стал батрачить – положение требовало того. Каким-то образом пареньку удалось окончить трёхклассное начальное училище (как позднее выяснилось, хозяину нужно было иметь под рукой грамотного батрака). После февральской революции 1917 года домой вернулись дядья Андрея – Илья, Семён и Прохор. От них-то он и узнал о большевиках, их планах и идеях, которые они хотят воплотить в жизнь. Рассказы Андрею, что называется, запали в душу.
Свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. В числе её первых активистов А.Грехов повёл агитационную работу среди населения, стал разъяснять декреты о мире, земле и свободе. Через некоторое время парня избрали секретарём комитета бедноты, а уже через полгода он вступил в ряды Красной Армии. Воевал на Восточном фронте с колчаковцами, громил банды по всей Сибири-матушке. Гордился тем, что бить белогвардейцев ему довелось в знаменитой, по тем временам, 30-й дивизии, которой командовал прославленный Василий Блюхер. В конце 1920 года, в связи с начавшейся в России продразвёрсткой, был отозван в г.Ишим, а оттуда направлен в Викуловскую волость.
…3 мая 1983 года на имя директора Викуловской средней школы пришло письмо из г.Зыряновска (Восточный Казахстан) от А.И.Грехова, в котором автор несколько поведал о себе, своих бывших связях с Викуловским районом и попросил рассказать о нынешнем селе Викулово, его людях и делах. Валентина Константиновна Калинина, она в то время являлась директором школы, отписала письмо пионерской дружине с просьбой откликнуться и поддержать Андрея Ивановича. Каким-то образом о данной связи узнал директор Поддубровинского краеведческого музея Н.Зырянов, и между ним и Греховым сразу завязалась активная переписка, длившаяся более шести лет. Благодаря ей удалось многое узнать о жизни и деятельности первого ревкомовца на нашей земле, событиях, произошедших в далёких 20-х.
«…Ревком располагался почти в самом центре села Викулово, в доме раскулаченного гр-на Пшеничникова. Рядом – пожарная каланча, чуть поодаль – церковь… Народ в волости мне сразу пришёлся по душе: доброжелательный, приветливый, отзывчивый, одним словом – простой», -- пишет в одном из своих посланий А.Грехов.
Обстановка в ту пору была тревожная – назревал кулацко-эсеровский мятеж по всей Западной Сибири. Его организатором являлся, так называемый, крестьянский союз, во главе которого стояли меньшевики и кулаки. По словам Грехова, контрреволюционное восстание началось в ночь на 31 января 1921 года. Оно одновременно охватило Челноковскую, Чуртанскую, Сорокинскую, Каргалинскую волости, а также территории Тобольского и Тарского уездов. В 20-х числах февраля оно бушевало по всей Тюменской губернии, части – Омской.
«…В Викуловской волости орудовала крупная банда, во главе которой стоял матёрый кулак Шевченко, -- делится событиями прошлого Грехов. – У неё были «свои люди» даже среди милиционеров, поэтому мы долго не могли выйти на её след. Помогли комсомольцы. У бандитов был один из схронов с оружием на чердаке… Троицкой церкви. Там и выследила их молодёжь. Много красноармейцев погибло тогда, в том числе был застрелен и писарь ревкома Андрей Белкин. Особенно жестоко кулачьё расправлялось с коммунистами и активистами в Чуртане, Малахово, Базарихе, Елани, Серебрянке… Восстание было прямым продолжением гражданской войны в России».
В апреле 1921 года закончились последние стычки с местными мятежниками, на борьбу с которыми вместе с большевиками и красноармейцами поднялась вся беднота Викуловской волости. Начиналась другая жизнь, в основе которой лежала коллективизация сельского хозяйства и равноправный труд. К концу года на базе революционного комитета был сформирован Викуловский волостной исполком, под руководством кандидата в члены партии Аксёнова; секретарём был назначен некто Сазонов. Грехов передал дела новому руководству и сразу после новогоднего праздника отбыл в Ишим для дальнейшего продолжения военной службы. Ему в это время было 20 лет.
…Еще два года «колесил» Андрей в шинели и будёновке по просторам Сибири, выполняя различные поручения командования и партии. Судьба занесла его в Восточно-Казахстанскую область, в г.Зыряновск, где и нашёл наш земляк своё постоянное пристанище. Долгое время работал учителем в одной из городских школ (окончил Ленинградский педагогический институт им.Герцена), активно сотрудничал с общественными организациями, являлся одним из лучших внештатным корреспондентом местной газеты «Заря Востока» (занесён в её Книгу Почёта). Жил и трудился, принося пользу людям. И все бы ничего, но стал часто и подолгу болеть – сказывались голодное и холодное детство, лихолетье гражданской войны. По этой причине он оставил в своё время службу в Красной Армии и не участвовал в Великой Отечественной войне.
Уже будучи в преклонном возрасте (за 65 лет), занялся малярным делом. Трудился бригадиром, заведующим колерной мастерской, инструктором покрасочных работ в ГПТУ. Имеется даже учебное пособие А.И.Грехова по малярному делу.
На протяжении всей своей оставшейся жизни Андрей Иванович вспоминал о днях, проведённых на викуловской земле. По крайней мере, так он пишет в одном из своих последних писем Н.Зырянову.
«…Без особой охоты я покидал волость. Привык уже за год. Сибиряки – народ сплочённый, крепкий, работящий. С таким и в огонь, и в воду. Не пропадёшь!.. А природа! Загляденье! И озёра, и реки, и старицы с протоками, и леса, по которым я очень скучаю, где полно всяких ягод и грибов, где свежий веник наломать в субботу можно к жаркой баньке, не то, что у нас в Казахстане. Но, приказ есть приказ, дисциплина в армии, да и везде -- прежде всего».
Грехов очень внимательно следил за политическими событиями в стране, развитием промышленности и сельского хозяйства, науки и образования, машиностроения и энергетики, радовался их успехам и достижениям. Его интересовало и будоражило буквально всё, что бы помогало, способствовало улучшению жизни народа, государства в целом. Все новости, в большинстве своём, он черпал из центральных газет «Правда» и «Известия», которые он любил и почитал, которым доверял и верил, как себе. От телевидения отмахивался: « Там из мухи слона лепят, лишь бы красиво было», -- подмечал ветеран.
Глубоко переживал Андрей Иванович наступивший перестроечный период в СССР, сначала – с оптимизмом, потому как всецело доверял молодому и энергичному Генсеку Горбачеву, а затем… Вот, что говорят строки из сего письма Н.Зырянову, датированного 3 марта 1989 года:
«…Человеку свойственно ошибаться. Вот и я ошибся в Горбачёве, считая его умным, добропорядочным, а главное – честным человеком, коммунистом, как и во всей его команде. Говорят одно, а делают совершенно другое. Кого обманывают. Ни к чему хорошему, уважаемый Николай Георгиевич, это не приведёт…»
Это было, можно сказать, прощальное письмо Грехова. Андрей Иванович скончался от сердечного приступа 2 апреля 1989 года.
…Вот, пожалуй, и всё, что можно вкратце изложить о нашем первопроходце – первом председателе ревкома Викуловской волости А.Грехове. Судя по данным переписки и некотором документам из Ишимского городского архива, можно считать, что это был человек глубоко преданный партии и народу, душой и сердцем болеющий за его судьбу, за страну в целом. Его судьба – яркий пример для подражания.