Медиакарта
18:39 | 1 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Год учителя для меня символичен»

18:28 | 24 декабря 2010

Этот год был очень непростой для всех педагогов страны. Конкурсы, ЕГЭ и снова конкурсы, проекты, олимпиады - список бесконечный. Как сам учитель относится к Году учителя, оценивает своё положение в обществе и ждёт ли новых перемен - об этом и многом другом в нашей беседе с учителем истории школы им. Декабристов, лауреатом городского конкурса «Учитель года - 2010» Ольгой Сергеевной Решетниковой.

- Ольга Сергеевна, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в педагогику.

- Пожалуй, начну с замечательного педагога станции юных туристов В. Н. Усовой, которая меня буквально «зажгла» историей родного края. Это было в 8 классе. Занимаясь у Веры Николаевны, я увлеклась темой: «Ткачество в Ялуторовске». С этой работой выступила на областной конференции «Шаг в будущее», где заняла 3-е место. Мой интерес к истории всё ширился, и следующее исследование «Успенско-Никольский храм - памятник города Ялуторовска» уже было отмечено дипломом победителя. Ещё были поездки с отрядом «Вахта Памяти» в места героических сражений. Всё это просто не могло не найти отклика в моей душе. Кроме того, в родной школе № 3 учителя Т. В. Макеева, И. В. Чиган, С. В. Поздеева являлись для меня эталоном эрудиции, идеалом, к которому я стремилась и продолжаю стремиться.

Логическим продолжением моих увлечений было поступление в 2001 году в ТГУ на исторический факультет. Оставаясь верной любви к своему краю, я и там серьёзно занималась краеведением - изучением быта и культуры коми-зырян, компактно проживающих в Ялуторовском районе в Ивановке, Большом Тихвино и Малой Тихвине. Дипломный проект защитила на тему: «Домостроительство коми-зырян – переселенцев: традиции и инновации».

- Воспитание ребёнка - задача семьи и школы. Вы с этим согласны?

- Воспитывает и закладывает основные нравственные ценности, расставляет жизненные приоритеты, безусловно, семья. А школа является лишь сопутствующим элементом в воспитании детей. В процессе развития характера, убеждений, взглядов ребёнка происходит взаимовлияние школы на семью, и наоборот. Но и давайте не забудем об окружающей среде, т. е. том социуме, который также способствует формированию личности. Это различные кружки, объединения по интересам, спортивные секции, занятия рисованием, музыкой, танцами и т. д. К примеру, мои девятиклассники очень активны в общественной жизни - часть из них волонтёры, другие состоят в «Молодой гвардии». 90% ребят заняты социально полезной и творческой деятельностью. Многие из них участвуют в городских конкурсах, акциях. Иногда даже задаюсь вопросом: «И когда всё успевают?».

- Стандарты образования меняются. Каким образом это влияет на качество обучения?

- Действительно, сейчас разрабатываются стандарты второго поколения. Они должны быть на шаг впереди развития образования в целом. Объёмы знаний те же, по каким-то дисциплинам даже и больше. Но хочу сказать, что нынешние подходы к стандартам принципиально отличаются от прежних: привычные «ЗУН» (знания, умения, навыки) теперь заменены понятиями «общеучебные и надпредметные компетенции». Я часто принимаю участие в межрегиональных семинарах, на которых мы говорим уже об универсальных учебных действиях. Мир вокруг нас стремительно меняется, в связи с этим современный учитель призван научить не конкретному действию в определённых рамках, а мыслить нестандартно, учитывая всю ситуацию в целом. Если говорить о моём предмете, то, ведя урок, я никогда не даю готовых понятий, есть только мотивация. Далее ребята «включают» свою мыслительную деятельность, используют различные источники информации (Интернет, справочники, энциклопедии, учебники), что способствует самостоятельной формулировке понятия или блока темы.

- На Ваш взгляд, сегодняшние дети могут стать патриотами?

- Обязательно. На своих уроках, на примерах исторического прошлого и современности, я стараюсь воспитывать в детях чувство гражданственности и патриотизма. А это бесследно не проходит.

- Что для Вас значит Год учителя?

- Во-первых, для меня это очень символично: в Год семьи я вышла замуж; в Год учителя - стала «Учителем года-2010». А участие в конкурсах для меня не только эмоциональное напряжение, но и приобретение бесценного опыта, общение с коллегами.

Во-вторых, в рамки 365-ти дней «загнать» столь важную задачу по повышению престижа педагога невозможно. Года мало. Поэтому, внутренне, наверное, каждый учитель готов продолжить его. Хотя педагоги никогда статичны не были, к нам всегда обращено пристальное внимание общества. Хочется, чтобы высокое звание учитель, действительно, было высоким. А для этого нужна и достойная зарплата.

- Искренне желаю этого всем учителям, а также - новых свершений и побед.

Беседовала

Светлана БУЛЫШЕВА