Получая квитанцию на оплату коммунальных услуг через приложение, я все равно внимательно ее рассматриваю. Нет, пересчитывать – это слишком сложно, но вот присутствие дополнительных строчек в платежке сразу бросится в глаза.
Надо отдать должное нашей УК, ее платежки всегда максимально информативны. В счете печатают два QR-кода: для оплаты ЖКУ и для оплаты ЖКУ со страховкой. И это полностью соответствует новому постановлению Конституционного суда.
Но так не везде и не у всех. Одна женщина обнаружила, что почти четыре года – с сентября 2017-го по март 2021-го – оплачивала услуги кабельного ТВ. А им не пользовалась. В 2021 году она обратилась в управляющую компанию и к оператору ТВ, чтобы они исключили плату за ТВ из квитанции, а еще возвратили все платежи за ТВ либо провели перерасчет. Кабельное ТВ ей отключили, но деньги не вернули. Женщина обратилась в суд за защитой своих прав. В суде выяснилось, что в 2017 году управляющая ее домом компания заключила договор с оператором связи, поставляющим услуги кабельного телевидения. В результате ее дом был подключен к кабельному ТВ, а в квитанции за ЖКУ внесли строку для оплаты. И она четыре года исправно платила по квитанциям, не обращая внимания на платеж за телевидение. Все три судебные инстанции ей отказали. Еще и указали на то, что она больше трех лет платила по умолчанию, значит, фактически стала стороной договора об оказании услуг.
Тогда женщина обратилась в Конституционный суд, и он ее поддержал, признав, что молчание еще не означает согласия, если допуслуги включены в счет за ЖКХ в одностороннем порядке, а договор об оказании соответствующих услуг не является заключенным. Конституционный суд подчеркнул, что в каждом случае потребителя следует официально информировать о новых услугах, даже если он самостоятельно может найти информацию о них в платежке – потребитель может просто не иметь возможности каждый месяц скрупулезно изучать и проверять квитанцию перед оплатой. Важно учитывать, что у многих граждан подключен автоплатеж.
В постановлении отмечено, что потребителю должна предоставляться техническая возможность выбирать: оплачивать ему допуслуги или нет, при этом визуально в квитанции этот момент должен быть очевидно заметен. В квитанции должны отражаться две итоговые суммы – с платой за дополнительные услуги и без таковой. Если же такая возможность не предусмотрена, то потребитель сам имеет право уменьшить общий размер платежа по квитанции на сумму допуслуги, которая его не интересует. Но только при условии, если он действительно ею не пользуется!
Как теперь быть гражданам, попавшим в аналогичную ситуацию? К сожалению, деньги, уплаченные за кабельное ТВ до 3 июля, возврату не подлежат, кроме случаев, когда гражданин до этой даты обращался в суд, в управляющую организацию или к оператору услуг с требованием о возврате ошибочно (безосновательно) оплаченных сумм.
В защиту интересов оператора связи Конституционный суд разъяснил, что при возникновении споров касательно допуслуг оператор должен доказать, что гражданин фактически пользовался спорной услугой, особенно если в жилом помещении проведен монтаж оборудования, необходимого для получения такой услуги.
Так что следим за своими квитанциями и вовремя отказываемся от ненужного и дополнительного.