Мои предки в 1911-1913 годах участвовали в возведении стальной магистрали Тюмень–Омск на территории современного Заводоуковского городского округа. А в советское время почти с десяток моих родственников выбрали делом всей своей жизни профессию железнодорожника.
Как всё начиналось
Начало семейной трудовой династии положил мой дядя Кузьма (Константин) Морозов, который в годы Великой Отечественной войны в составе железнодорожных войск дошёл до Берлина. Приезжая в гости в Ольховку и в Новую Заимку из Перми, он рассказывал нам, племянникам, о героических страницах своей биографии. Невероятные истории о бесстрашных путейцах, восстанавливающих мосты на отбитых у немцев территориях, и рассказы о дальних путешествиях впечатляли. Возможно, именно поэтому оба моих родных брата связали свою судьбу с железной дорогой.
И поезд подаёт гудок
Старший брат, Владимир Федотов, почти два десятка лет работал в должности машиниста. Кабина тепловоза или электровоза была для него родным домом. Окончив в 1973 году сначала Тюменское железнодорожное училище № 1, а затем Свердловский техникум железнодорожного транспорта, он долгие годы водил грузовые поезда по маршрутам Тюмень–Вагай и Тюмень–Ишим, а также ездил от Тюмени до Свердловска, Камышлова и Тобольска.
Профессия машиниста – ответственная, требующая больших знаний и опыта, максимальной концентрации внимания и мгновенной реакции. За добросовестную работу Владимир Валентинович неоднократно поощрялся ведомственными благодарностями и почётными грамотами, имел звания «Лучший наставник предприятия» и «Почётный труженик депо». Брат пользовался непререкаемым авторитетом у родственников. Когда он проезжал с составом мимо родного села, обязательно сигналил. И наш отец Валентин Фёдорович, услышав призывный звук локомотива, благоговейно поднимал вверх палец и с гордостью констатировал: «Сын Володя знак подаёт!»
Чтобы пути были в порядке
Ещё один мой брат, Александр Федотов, с работой железнодорожников познакомился в юности. Он подсаживался к старшему брату в кабину тепловоза и проезжал с ним до станции Вагай или Камышлов и обратно. С интересом рассматривал панель управления, высунув голову в окно локомотива, вдыхал аромат полей…
Судьба распорядилась так, что армейская служба Александра прошла в железнодорожных войсках на строительстве Байкало-Амурской магистрали. И это ещё больше сблизило его с поездами. Правда, он их никогда не водил. Железной дороге Александр отдал 35 лет. Десять из них он трудится освобождённым бригадиром по текущему содержанию и ремонту участков Тюменской дистанции пути. Он всегда рядом с домом: зона его ответственности – перегоны Новая Заимка–Вагай и Новая Заимка–Заводоуковск.
Поскольку путь требует постоянной профилактики и планового ремонта, в любую погоду на рельсах можно увидеть людей в оранжевых жилетах. За добросовестный труд на железнодорожном транспорте, образцовое выполнение служебных обязанностей Александр Валентинович награждён благодарностью центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД», юбилейным нагрудным знаком «180 лет железным дорогам России», поощрён денежной премией за проявленную бдительность в ситуации, угрожающей безопасности движения поездов.
Добавлю, что мои двоюродные сестра и братья: Вера Киселёва, Григорий и Валерий Макаровы, Виктор Кузнецов, а также муж сестры Владимир Ульянов тоже избрали для себя профессию железнодорожника. Кто-то из них посвятил этому делу несколько лет, а кто-то – и всю свою трудовую жизнь.
Галина МЕДВЕДЕВА, председатель Заводоуковского родословного общества «Истоки»