Медиакарта
19:46 | 2 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Перспективы технологического развития информационных систем Федерального казначейства

На 2024—2026 годы Казначейство ставит перед собой такие масштабные планы как создание Единой бюджетной платформы (планирование – исполнение – учет – контроль - анализ). Что это такое? И в чем новизна этого программного продукта? 

ЕБП – единая бюджетная платформа по управлению операциями со средствами бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), государственных внебюджетных фондов и созданных ими учреждений, получателей средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).

Цель: Создание единой системы автоматизированного бюджетного процесса, контроля и учета, путем автоматизации процессов исполнения и контроля на всех уровнях государственной и муниципальной власти, обеспечение контроля за расходованием бюджетных средств.

Основание: - Указ Президента Российской Федерации от 30.03.2022 №166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»;                           - Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2021 №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;                                                                

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.10.2021 №2998-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления».

Сегодня нормативной системой Российской Федерации предусмотрено два варианта финансового взаимодействия между регионом и государством, из которых может выбрать субъект Российской Федерации:

1) Полностью передать функции по казначейскому обслуживанию, исполнению бюджетов Федеральному казначейству. В таком случае, в федеральной системе открываются отдельные лицевые счета для каждого бюджетного учреждения;

2) Вести финансовый учет внутри своей системы: все функции осуществляет местный финансовый орган, а по счетам Федерального казначейства денежные средства проходят постфактум.

Если реализуется первый вариант, то такой подход называется «полная касса». Второй – называется «неполной кассой». В связи с этой механикой любопытно, что страна делится по качеству применения этих двух вариантов казначейского обслуживания приблизительно в пропорции пятьдесят на пятьдесят. При этом наблюдается тенденция к росту числа регионов, находящихся на полном казначейском обслуживании (за последние два года с 44 до 48%).

Система казначейского сопровождения проделала огромный путь развития от разрозненных сервисов (когда учет доходов и расходов велся в разных подсистемах) до единого многопрофильного цифрового организма. Первый качественный прорыв произошел в 2010 году, когда в рамках одного территориального органа была реализована автоматизированная система Федерального казначейства (АСФК), позволяющая осуществлять одновременно операции по доходам и расходам с возможностью установления между ними взаимосвязи. В 2018 году произошел следующий скачок в развитии: началось внедрение ГИИС «Электронный бюджет», охватывающей всю бюджетную деятельность государства. В 2020 году началось внедрение системы казначейских платежей. По сути, Казначейство стало банком для своих клиентов. До этого момента все операции, которые осуществлялись со счетами клиентов, проводились через Центробанк.

Пока система остается децентрализованной во многих отношениях (нет единых справочников, сквозного обмена данными). Клиенты обмениваются данными с федеральным центром по специальному модулю (система управления финансовым документооборотом). По-прежнему, значительная часть документов остается в бумажном виде. Пока нет отдельных личных кабинетов для финансовых органов. Они не могут получать сведения о транзакциях в режиме реального времени (как, например, в стандартном банковском мобильном приложении).

На новой бюджетной платформе будут собраны расходные операции всех бюджетов страны, что еще больше повысит прослеживаемость применения средств и подведет страну к следующему этапу развития – который называется «нормирование затрат». Также появится действенное лекарство от хронической болезни Российской Федерации – разные нормативы бюджетной обеспеченности регионов, которые, в итоге, выливаются в разное качество жизни людей. Раскладка обеспеченности по регионам Российской Федерации вызывает вопросы. Скажем, в Воркуте бюджет на одного человека составляет порядка 58 тыс. рублей, в Москве – 220 тыс. рублей. В столице Республики Коми Сыктывкаре показатель бюджетной обеспеченности еще ниже – около 30 тыс. рублей на человека. В наукограде - миллионнике Омске – 17 тыс. рублей на одного жителя. Один регион вырывается вперед, например, в части создания транспортной инфраструктуры, у другого субъекта высвобождаются денежные средства в связи со срывом контракта. Новая бюджетная платформа позволит оптимально реагировать на эти перекосы, в том числе вызванные чрезвычайными ситуациями, перераспределять ресурсы, учитывая физические возможности регионов их оперативно и более качественно освоить. В системе появятся элементы макроэкономического прогнозирования и планирования.

В соответствии с Картой реализации стратегических проектов Казначейства России в 2024-2025 годах, утвержденной 19 марта 2024 года на 2024-2025 гг. результат, ожидаемый в:

2024 г. – Запущена ЕБП для бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных и автономных учреждений), а также для получателей средств из бюджета субъекта РФ (местного бюджета), и обеспечена 1-я очередь миграции данного контингента из АСФК в ЕБП.

2025 г. – Обеспечено казначейское обслуживание операций со средствами бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных и автономных учреждений), а также для получателей средств из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), и начат процесс перевода функционала по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) из АСФК в ЕБП.

Эффекты от реализации этого масштабного проекта:

- импортозамещение автоматизированной системы Федерального казначейства (АСФК);

- единые правила управления операциями со средствами бюджетов автономных и бюджетных учреждений;

- полнота прослеживаемости бюджетных расходов: государственные программы, межбюджетные трансферты, целевые субсидии, контракты, платежи;

- клиентоориентированный цифровой сервис + единый личный кабинет на базе единой бюджетной платформы;

- ведение всех казначейских (лицевых) счетов на единой платформе + аналитические инструменты.

 

Отдел технологического обеспечения УФК по Тюменской области