9 августа на переходе у главпочтамта случилось ДТП: юноша ехал по зебре на самокате, а водитель автомобиля его не заметил и сбил. По счастью, все было не по-настоящему: ситуацию смоделировали сотрудники областной Госавтоинспекции и станции скорой помощи.
– На улице лежит человек, и мы пока не понимаем, в сознании он или без сознания, какие у него есть травмы, – говорит Лилия Тимербаева, врач выездной бригады скорой помощи. – В первую очередь мы должны убедиться в личной безопасности: перед тем, как подойти к человеку, которого сбил автомобиль, мы должны понять, что нам безопасно оказывать ему первую помощь. Далее нам нужно оценить, в сознании он или нет. Следующее – дышит или нет? Прислушиваемся в течение десяти секунд. Если пострадавший сделал хотя бы один вдох, значит, дыхание есть. Итак, у нас пациент без сознания, но с дыханием. Прежде чем осматривать повреждения, мы звоним 103, называем адрес места ДТП, пол и приблизительный возраст пострадавшего, какие примерно травмы.
Лилия говорит, что если пострадавший без сознания и без дыхания, то, вероятнее всего, наступила клиническая смерть. Пока вы ждете бригаду скорой помощи, не бездействуйте: проверьте пульс на сонной артерии одномоментно с дыханием в течение десяти секунд и приступите к сердечно-легочной реанимации. Найдите середину грудины пациента, поставьте туда одну руку, вторую руку в замок и начните качать на прямых локтях, полностью нажимая всем корпусом. Искусственное дыхание по требованиям личной безопасности не проводится. Пока мы оказываем первую помощь, бригада должна уже к этому времени приехать. ДТП бригады приезжают очень быстро. После чего проверьте, появилось ли дыхание или пульсация на сонной артерии.
– Если вы видите рану нижних конечностей, возьмите бинт и наложите тугую повязку. Забинтовать придется туго, в несколько туров. Если у пострадавшего большая кровопотеря, то обязательно надо наложить жгут выше раны, – советует врач. – Кровотечение должно остановиться. Проверяем пульсацию. В идеале надо написать записку, когда жгут наложен. Минимизируйте количество движений, так как лишние движения могут быть весьма травматичны.
– Пешеходы – это самая уязвимая категория, – говорит Василий Ренцанов, заместитель начальника управления Госавтоинспекции по Тюменской области. – Мы хотим обратить на это внимание, показать наглядно, смоделировать ситуацию и в преддверии учебного года напомнить родителям провести дополнительные занятия с детьми, объяснить им еще раз все риски, какие могут подстерегать их на дороге, какие могут быть ловушки. Сегодня мы фиксируем увеличение дорожных транспортных происшествий с велосипедистами и самокатчиками. К сожалению, не все знают ПДД, и на пешеходном переходе не спешиваются, не останавливаются. И как результат – дорожно-транспортное происшествие.
По словам Василия Ренцанова, 90 детей в этом году уже были участниками ДТП именно на зебре. Световой день становится короче, поэтому детям обязательно нужно надевать более светлую одежду, а лучше нашить на одежду световозвращающие элементы. По данным областного УГИБДД, пешеходы используют их крайне редко.
– Напоминаем и взрослым о необходимости соблюдения правил дорожного движения: ведите себя правильно на перекрестках, уберите все лишнее, не отвлекайтесь на телефоны, выньте наушники, посмотрите налево, затем направо, убедитесь, что вас не подстерегает опасность, – наставляет Василий Ренцанов. – Хочется обратиться к водителям: относитесь друг к другу уважительно, не надо злиться на пешеходов, всегда ведите себя адекватно и оставайтесь психически устойчивыми.
Фото автора