Год назад мы рассказывали читателям про путешествие фотокорреспондента «ЯЖ» Александра Смирнова по Горному Алтаю. Тогда он проделал это пешком и понял, что такой способ не очень удобен, поэтому в нынешний отпуск отправился туда на автомобиле, прихватив велосипед.
К отправной точке. Изначально поездка должна была быть групповой, на двух машинах с прицепами. Но у каждого свои проблемы и заботы, нестыковки отпусков, поэтому в итоге на путешествие отважились лишь трое, и то двое уехали раньше Александра, а на Алтае они так и не пересеклись.
Главным отличием от прошлогодней поездки стала подготовка. Автовладелец сам провёл капитальное техническое обслуживание своей машины для того, чтобы знать, что может произойти во время поездки, ведь предстояло преодолеть 1700 километров, и это только в одну сторону.
- Ехал через Омск, Новосибирск, Барнаул, Бийск. Дорога хорошая, только очень много фур. Единственная заминка произошла на обратном пути - в Новосибирске. Если в сторону Алтая этот город я проезжал рано утром, то обратно пересекал в час пик. Дело в том, что в мегаполисе нет объездной дороги, из-за чего пришлось потратить много времени на стояние в пробках, - вспоминает Саша. - Хотя и от них плюсы тоже были. Дорога шла по плотине ГЭС, а с неё открывается великолепный вид на Обское море, у которого не видно берегов.
Путь до Алтая на авто обычно преодолевают за сутки с учётом, что меняются за рулём. Но так как Александр ехал один, после 1200 километров пришлось заночевать. Так что ушло два дня. Первая остановка была в посёлке Сростки - на родине Василия Шукшина. Саша съездил на гору Пикет, где стоит памятник знаменитому писателю, режиссёру и актёру. Затем остановился возле памятника «Алтай - сердце Евразии». Переночевав в Горно-Алтайске, оставил машину на охраняемой парковке гостиницы и отправился в велопутешествие.
Дело в технике. Тут стоит поподробнее остановиться на основном средстве передвижения. Ещё будучи дома, Александр доработал и велосипед: оборудовал его надёжным стальным багажником и кофрами, полностью заменил трансмиссию (звёздочки и цепь), педали, второй комплект которых взял с собой. Несмотря на то что у него любительский велосипед отечественного производства, в путешествиях он зарекомендовал себя очень хорошо.
- Многие спортсмены не раз советовали мне купить новый, дорогой, но из опыта я понял, что дело не в брендах и цене. В этом году пробег моего двухколёсного транспорта составит 40 тысяч километров. Это ли не показатель его надёжности? Единственный минус - он потяжелее профессиональных, - поясняет путешественник.
Когда в Горно-Алтайске Александр погрузил на велосипед запас еды, запчасти, палатку и всё, что необходимо в поездке, то понял, что вес его стал слишком велик. Пришлось пожертвовать частью провианта, ведь предстоящий путь в 170 километров до Телецкого озера требовалось пройти за короткое время. На 5-30 утра следующего дня было забронировано место на пароме, поэтому пришлось хорошо поработать ногами.
Кстати, по пути Александру встретился велосипедист на дорогой технике, но её трансмиссия не позволяла подниматься в гору, поэтому пришлось туриста обогнать. Саша отмечает, что вокруг была красота, но на частые остановки времени не хватало. К вечеру он добрался до озера, закупил продукты и разбил палатку на берегу.
- Утром я поспешил на паром и после шести часов пути и 70 километров от северного до южного берега пришёл к выводу, что эта поездка лучше любых экскурсий. Гладь озера, горы, водопады просто завораживали, - делится впечатлениями наш земляк.
По прибытии был короткий отдых, перекус - и снова в дорогу. На этот раз пришлось ехать по грунтовке. Резина на колёсах его велосипеда рассчитана на асфальтовое покрытие, поэтому темп замедлился, но это позволило лучше рассмотреть пейзаж под аккомпанемент тишины и насладиться чистейшим воздухом.
В погоне за красотой. Перед перевалом Кату-Ярык Александр остановился переночевать в домике на базе отдыха. Кстати, цена услуги оказалась весьма демократичной - 1000 рублей. В эту ночь велосипедист решил отказаться от палатки, потому как хотелось выспаться в комфортных условиях. А на следующий день поехал штурмовать перевал - самый крутой, тяжёлый, красивый и опасный участок пути. В затяжном подъёме даже на самой низкой скорости велосипед начало буквально поднимать на дыбы, а если Саша перемещал вес вперёд, то буксовало заднее колесо. Силы крутить педали были, но издеваться над двухколёсной техникой он не хотел. Пришлось идти пешком. Это оказалось надёжнее, но не легче: приходилось толкать велосипед за руль, тянуть за седло. Попутчики на квадроцикле предлагали взять на буксир, но Александр отказался, ведь, по его мнению, это означало бы сдаться. Выпив литр воды, он всё же взобрался на Кату-Ярык, преодолев четыре километра. Ему запомнилось, что усталости вовсе не чувствовалось. Видимо, окружающая природа заставила забыть обо всём.
По мнению Александра, поехать на Алтай стоит даже ради одного вида с перевала на долину реки Чулышман. Он отмечает, что в прошлом году хотел там побывать, но экскурсия оказалась очень дорогой и двухдневной. Так что лучше добираться своим ходом. Как оказалось, на вершине перевала места´ вовсе не дикие, жизнь там кипит, и наградой путнику стал свежеприготовленный шашлык.
Спартанские условия. Дальнейшая дорога была не намного легче, с крутыми подъёмами. Саша подкрепился и набрал воды в райцентре Улаган. И вдруг погода преподнесла ему сюрприз: пошёл сильный ливень с градом, но путник не останавливался до самой базы отдыха на озере Балыктукель. Там он познакомился с байкером из Барнаула, который тоже путешествовал в одиночку.
На следующий день поехал до села Акташ, дорога пошла на спуск, и только там появилась связь, которой до этого не было. Именно поэтому Саши несколько дней не было в сети, и мы в редакции даже начали беспокоиться, но спустя два дня он заверил нас, что всё в порядке.
Как выяснилось, на протяжении пройденного пути не оказалось сотовых вышек и линий электропередачи, всё запитано от генераторов и солнечных панелей. На базах, конечно, можно было подзарядить технику, но лучше всего взять с собой портативный аккумулятор. У путника их было два, и заряда хватило на всё путешествие.
На финишной прямой. Пополнив запасы, Саша выехал на Чуйский тракт - одну из пяти красивейших дорог мира и единственную в России, входящую в этот рейтинг. На этом отрезке ему запомнилась ночёвка на лыжной базе на Семинском перевале. До сих пор там красуется название «ГОССПОРТ СССР». Это единственная в нашей стране лыжная база, расположенная в высокогорье. Здесь и сейчас много ведущих спортсменов, так как только тут можно тренироваться в условиях низкого атмосферного давления. Подобный спортивный объект есть лишь в Италии. Примечательно, что в своём детстве там тренировался и наш земляк, мастер спорта Александр Снипич.
На Чуйском тракте уложен прекрасный асфальт, поэтому за счёт накатистой резины велосипед ехал быстро - до 60 км/ч на спусках. Расстояние от перевала до Горно-Алтайска в 140 км Александр преодолел за четыре часа.
Казалось бы, маршрут в 800 км пройден, но останавливаться не хотелось. Поэтому, закинув велосипед в машину, Александр отправился в Чемал. И там колесил на велике по Чемальскому тракту, так что общий двухколёсный пробег вышел в районе тысячи километров. Но этот хвостик он не считает, так как ездил без поклажи, налегке.
Всё путешествие из Ялуторовска и обратно заняло 12 дней, шесть из которых наш коллега провёл за рулём велосипеда.