Медиакарта
17:33 | 3 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Бдительность на первом месте

10:00 | 10 сентября 2024
Источник: Знамя правды

Жертвами мошенников чаще всего становятся самые доверчивые люди – дети и пенсионеры. Даже те, кто хорошо знает, как действуют злоумышленники, могут в какой-то момент потерять бдительность и попасть в их сети. Поэтому важно постоянно напоминать о схемах аферистов.

Об этом сегодня расскажет заместитель начальника отдела полиции МО МВД России «Заводоуковский» (дислокация с. Упорово), подполковник полиции Сергей ЧЕРНЯЕВ.

– В последнее время наиболее часто встречается такой вид мошенничества, как взлом «Госуслуг». Происходит это по вине, в первую очередь, самих потерпевших. Когда им звонят в мессенджерах и просят продиктовать коды, приходящие в СМС-сообщениях, люди передают вымогателям приходящие на телефон цифры. После этого аферисты получают доступ к данным своих жертв.

Борьба с этим ведётся, но часто отследить мошенников не представляется возможным, потому что всё делается на подставные номера, сайты-однодневки. Оформляются они посредством IP-телефонии. Происходит подмена номеров, начинаются они обычно на 495, 499 и не зарегистрированы в принципе ни на кого.

Хочется отметить ещё один вид мошенничества. Это игра на финансовой бирже. Особенно этим увлекаются люди пожилого возраста, пользующиеся интернет-сайтами. Они находят какие-то объявления, призывающие заработать лёгкие деньги, и проигрывают большие суммы. В Упоровском районе несколько пенсионерок пытались таким образом получить прибыль. Одна женщина попалась на эту удочку дважды. Один раз ей объяснили, что нельзя в интернете переходить ни по каким ссылкам, передавать ту или иную информацию. Через месяц она вновь оказалась в такой ситуации.

Кроме того, участились случаи, когда звонят и говорят о замене медицинских полисов. Чтобы не ходить в МФЦ и не тратить своё время, предлагают записаться по интернету, перейдя по ссылке в ту или иную систему. В итоге люди передают код, который приходит якобы для записи, тем самым предоставляют злоумышленникам доступ к своим персональным данным в «Госуслугах».

Уважаемые граждане, ни в коем случае не ведитесь на такие просьбы. Полисы у нас бессрочные!

Прибегая к различным уловкам, мошенники добиваются одного результата – получить пароли для входа на «Госуслуги» или информацию о ваших сбережениях на картах.  

     

– Сергей Владимирович,  чем грозит получение аферистами доступа к «Госуслугам»?

– Сначала они добиваются входа на ваши «Госуслуги». Затем, если вы продиктовали два кода, может прийти заявка на оформление кредита. Тогда вам звонят с любого мессенджера и представляются службой безопасности, как бы предупреждая, что мошенники пытаются на вас оформить кредит, поэтому необходимо деньги перевести на безопасный счёт.

Но, хочу напомнить, что при взломе «Госуслуг» вам приходит оповещение, чтобы вы подтвердили то или иное действие, без вас злоумышленники не смогут произвести никакие манипуляции. Поэтому они и будут добиваться, чтобы вы им их одобрили. В итоге ваши сбережения уходят мошенникам.

Если всё-таки это произошло, надо прийти в МФЦ и поменять пароль, заблокировать ваши «Госуслуги» и потом снова открыть.

– Кроме этого, что ещё могут сделать?

– Могут воспользоваться паспортными данными, чтобы оформить от вашего имени какие-нибудь доверенности на приобретение жилья или вы переписываете им своё имущество. Аферисты будут так же звонить, говорить, что вас взломали, что отнимут квартиру, а они, такие добрые и хорошие, помогут вам этого избежать, надо только сходить к нотариусу, оформить доверенность, чтобы они прекратили действия злоумышленников. Звонок на телефон может поступить якобы от имени правоохранительных органов или каких-то спецслужб. Так они вводят свою жертву в заблуждение и доводят до финала своей мошеннической схемы.

Сейчас реже используются такие уловки, как «ваш родственник попал в ДТП, и нам нужны деньги, чтобы не открывать дело», или попытки снять деньги с вашей карты.

А вот «Госуслуги», смена полиса или запись в ПФР (кстати, такого фонда сейчас нет, он называется ФПСС) – это в приоритете. При обмане (близкие попали в ДТП или в ту или иную ситуацию) вымогатели, представляющиеся сотрудниками правоохранительных органов, прокуратуры, суда, получают деньги наличными через курьера, которого засылают к жертве.

А по схеме – оформление полиса, запись в ПФР, «Госуслуги» – преступники пытаются добиться ваших персональных данных для мошеннических действий дистанционно, без посредников, без курьеров, эту схему вычислить намного сложнее.

– Сергей Владимирович,  сколько обращений от упоровцев было по поводу обмана в этом году?

– С января в наш отдел поступило 50 заявлений. Были случаи, что люди аферистам переводили деньги. Самая большая сумма – более миллиона рублей. Мужчине поступил звонок, что родственники попали в ДТП. Дело до сих пор не раскрыто. Надо сказать, что такие преступления раскрываются редко. Деньги возвращаются, если мы ловим курьера. Но в большинстве случаев он их переводит заказчику сразу.

Курьерами в основном бывают школьники, студенты, которые хотят получить лёгкий заработок. Если они осознают, что это мошенничество, то выступают как посредники. В отношении них возбуждается уголовное дело по статье «Посредничество».

Родители должны отслеживать, какие сайты посещают их дети в интернете, чтобы они не заходили на сомнительные ресурсы, особенно с Украины. Мошенники – хорошие психологи, они работают в кол-центрах и пытаются убедить потенциальных жертв произвести те или иные действия.

Стали появляться случаи, когда злоумышленники звонят уже обманутым гражданам и предлагают совершить преступление в счёт списания или погашения долга. Люди должны понимать, что таким образом они долг не вернут, но станут преступниками и понесут реальное наказание. Примеры такие есть. Вспомните поджигателей военных комиссариатов, залитые зелёнкой урны с бюллетенями во время голосования. Люди идут на такой шаг от отчаяния, не понимая, что это не выход из создавшейся ситуации.

Поэтому призываю жителей района:

– остерегайтесь телефонных мошенников; 

– никогда не отвечайте на просьбы предоставить данные доступа к интернет-банку, информацию о платёжных картах, паролях и кодах ни по телефону, ни в интернете;

– не открывайте подозрительные ссылки и не вводите эту информацию на непроверенных сайтах. Помните: никто и никогда не должен знать ваши банковские данные, в том числе и работник банка.

Будьте бдительны и предупредите своих близких!

Фото из архива

Сергея ЧЕРНЯЕВА

Автор: Подготовила Людмила ИВЛЕВА