В Госдуму внесли законопроект – в случае его принятия супруги перед расторжением брака будут посещать психолога. Суды станут предлагать психологическую консультацию, если в семье есть несовершеннолетний ребенок, а также если один из супругов заявляет, что не хочет разводиться. Рассмотрение дела будет приостановлено на три месяца. А услуги психолога придется оплатить.
В пояснительной записке отмечается, что цель проекта – помощь супругам в сохранении брачно-семейных отношений. Для Года семьи это актуальная формулировка. Связано ли с этим резкое повышение госпошлин за обращение в суд, нам сложно судить. По новому федеральному закону (N 259-ФЗ), с 9 сентября они существенно выросли, включая госпошлину за расторжение брака. Теперь она составляет пять тысяч рублей вместо прежних шестисот.
– По сути, законопроект обязывает суды принимать меры по примирению супругов, – рассуждает ведущий специалист Западно-Сибирского регионального центра медиации и права, кандидат юридических наук Юлия Холодионова. – Оправданно ли это, если правовая часть разногласий, как правило, реализуется соглашением супругов – как друг с другом (например, брачным договором), так и с третьими лицами? А для разрешения разногласий, связанных с личными переживаниями разводящихся, вряд ли нужна судебная компетенция. Обращаясь в суд за расторжением брака, люди понимают, что какая-то часть их совместной жизни уже пройдена (вспомним опять же кризисы семьи). С другой стороны, полезный эффект от социально-психологических услуг возможен. Полагаю, не стоит в ближайшее время ожидать большого количества тех, кто передумает разводиться.
По мнению Юлии Владимировны, возможно, правильно было бы наделить суд полномочиями рекомендовать разводящимся супругам в поиске мирного соглашения по их спорным вопросам обратиться к примирению. А супруги, услышав это предложение от судебного органа, посчитают важным обратиться к специалисту.
Законопроект N 714867-8 предлагает откладывать решение вопроса на три месяца в связи с использованием срока на примирение, можно предположить, что этот срок и будет являться для примирения основным, говорит Юлия Холодионова. Важен вопрос о компетенции специалиста, который будет оказывать социально-психологическую услугу, и нужны ли будут в этом смысле юридические компетенции? На сегодняшний день в России активно развивается примирение в форме медиации.
– И все-таки: если брак перестал существовать, то есть ли смысл продлевать его консультациями?
– При сегодняшних формулировках законопроекта полагаю, что его цель – сокращение количества разводящихся пар – будет достигнута нескоро. Соглашусь, что необходимо поддерживать семейные союзы, но, вероятно, понадобится время, когда семья, ранее устанавливаемая как «ячейка общества», действительно ею станет – и не потому, что суд просит супругов примириться, а потому, что супруги научатся разрешать внутрисемейные конфликты, не прибегая к принудительной силе государства, относясь с уважением к потребностям и интересам другого человека, живущего рядом.
НА СНИМКЕ: Юлия Холодионова.
Фото Людмилы Стойловой