На Тюменской авиабазе охраны лесов работают люди редкой профессии – летчики-наблюдатели. Таких в стране всего около 300 человек, меньше, чем в отряде космонавтов.
У самых опытных летчиков-наблюдателей авиабазы – более пяти тысяч часов налета. К слову, для выхода на пенсию им достаточно 3600 часов. Здесь шутят, что выйти на заслуженный отдых в 45 лет – приятный бонус. Хотя немногие из тех, кто этот летный норматив выполнил, отказываются от полетов. Небо не отпускает. Опытными специалистами на авиабазе гордятся, но и молодые кадры ценят.
В этом году отряд летчиков-наблюдателей пополнился двумя молодыми специалистами. Один из них – Руслан Фаизов. До этого на авиабазе он работал пожарным-десантником, оператором БПЛА. Прошел обучение, и его зачислили в летнабы. В новом качестве Руслан налетал около ста часов. Мог бы, говорит, и больше, но сезон оказался слишком спокойным. Для природы это хорошо, а для летчиков-наблюдателей – не очень, полетов меньше. Впрочем, что такое работать в горящих лесах, он уже испытал на себе.
– Первый год работы на авиабазе у меня пришелся на самый пожароопасный период прошлого года, – рассказывает Руслан. – Как пожарные-десантники мы были задействованы в Успенке, в Каменке, в Богандинском. Кроме того, с помощью БПЛА вели мониторинг обстановки, следили, чтобы дачники не разжигали костры на участках, не жгли сухую траву, наблюдали, чтобы машины не заезжали в леса, пока действует запрет.
В отличие от пилотов, летчики-наблюдатели воздушным судном не управляют, они скорее выполняют роль штурмана, следя за лесной обстановкой. Их задача – оценить с воздуха, что происходит в очаге возгорания, и дать рекомендации, какие силы необходимы для тушения. С новичками, у которых налет менее 40 часов, в паре работают наставники, ведь не на все вопросы есть ответы в учебниках, не все ситуации, с которыми сталкиваются на практике, можно описать в методичках.
В распоряжении тюменской авиабазы есть многоцелевой самолет Ан-2, самолеты-амфибии СК-12 «Орион», Л-42М и вертолеты Ми-8. В условиях хорошей видимости воздушные суда могут набрать высоту и 1000 метров, но, как правило, достаточно шестисот, чтобы определить место пожара.
– Как летчику-наблюдателю мне помог опыт работы с БПЛА, – говорит Руслан. – Привыкаешь рассматривать территорию с высоты, от горизонта до горизонта. При управлении беспилотником перед тобой картинка на экране телевизора, в самолете – как в широкоформатном кино. Но лесной пожар на земле всегда страшнее, там неопределенности больше. С самолета или БПЛА видишь обстановку в целом, понимаешь, как она развивается, а внизу, в гуще деревьев, можешь и не знать, куда движется пламя. Поэтому координация с воздуха необходима.
Маршрут облета составляет 650 километров, в него входит четыре кольца – Тюменское, Ишимское, Тобольское и Уватское. Количество вылетов зависит от класса пожарной опасности. Если второй, то летают через день, третий – каждый день, четвертый – два раза в сутки. Когда пожароопасная ситуация спокойная, специалисты Тюменской авиабазы помогают другим регионам. Такие командировки – и оказание помощи, и отработка навыков действий в экстремальных ситуациях.
– Пока я только на первой ступени профессионализма, – признается Руслан. – Сейчас самое важное – набрать опыт, внимательно слушать рекомендации тех, у кого большой налет часов. Они для меня не просто учителя и наставники. Благодаря им воплощаю в жизнь свою мечту. Я с детства хотел летать. У меня дед был командиром воздушного судна, работал в Рощино. Я в институт гражданской авиации не прошел по здоровью. Но я летаю, значит, мечта сбылась.
На Тюменской авиабазе уверены, что надо больше рассказывать молодежи и подрастающему поколению о профессии летчика-наблюдателя и о социальных льготах, которые она дает. Помимо романтики.
– Необходимо привлекать в отрасль молодые кадры, – говорит Павел Тютев, заместитель директора Тюменской авиабазы, начальник службы охраны лесов от пожаров. – Мы должны думать о личном составе на перспективу, чтобы была замена выходящим на пенсию. Требуется время, чтобы найти людей, обучить, отработать необходимые навыки. Чтобы не привлекать специалистов из других регионов, а справляться своими силами, принято решение об увеличении штата. Наш отряд летнабов ждет пополнения.
НА СНИМКЕ: Руслан Фаизов у самолета-амфибии «Орион».
Фото из архива Тюменской авиабазы