В целях разъяснения порядка обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц информируем.
В соответствии со статьей 358 ТК ЕАЭС и со ст. 285 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - члена таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в настоящее время урегулирован главой 51 Федерального закона.
В соответствии с частью 1 ст. 286 Федерального закона решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд.
Жалоба в вышестоящий таможенный орган подается через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного поста подается в таможню (часть 1 ст. 288 Федерального закона).
Ст. 289 Федерального закона устанавливает трехмесячный срок для подачи жалобы:
1) со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности;
2) со дня истечения срока для принятия таможенным органом решения или совершения действия, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Срок подачи жалобы восстанавливается по ходатайству заявителя, если таможенный орган признает причину такого пропуска уважительной.
Жалоба подается в таможенный орган в письменной форме и должна быть подписана заявителем или его представителем (часть 1 ст. 290 Федерального закона).
Жалоба может быть подана в электронном виде в соответствии с положениями статьи 300 и части 11 статьи 398 настоящего Федерального закона (часть 2 ст. 290 Федерального закона).
Порядок подачи жалобы в таможенные органы в виде электронного документа утвержден приказом ФТС России от 25 февраля 2022 г. № 130 «Об обжаловании решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в электронной форме» (зарегистрировано в Минюсте России 19 мая 2022 г. № 68525).
Жалоба в электронном виде подается через автоматизированную подсистему «Личный кабинет» (далее – АПС «Личный кабинет») по адресу: http//edata.customs.ru.
Жалоба, поданная в виде электронного документа, должна быть подписана усиленной неквалифицированной электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является физическое лицо, и усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является юридическое лицо (часть 2 ст. 300 Федерального закона).
Порядок получения электронной подписи регулируется Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Документы, прилагаемые к жалобе, поданной в электронном виде, также должны быть представлены в таможенный орган в виде электронного документа и заверены юридическим или физическим лицом соответственно усиленной квалифицированной электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью (часть 3 ст. 300 Федерального закона).
Электронная форма обжалования является эффективным способом взаимодействия, обеспечивает оперативную передачу информации и позволяет минимизировать временные затраты на подготовку и направление жалобы.
Преимуществами досудебного обжалования решений, действий (бездействия) в области таможенного дела, в том числе с применением электронной формы обжалования являются:
- подача жалобы посредством соответствующего сервиса «Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц» АПС «Личный кабинет» вне зависимости от места нахождения заявителя и времени суток с исключением почтовых расходов;
- оповещение о статусе рассмотрения жалобы в режиме онлайн;
- отсутствие обязанности по уплате государственной пошлины;
- регламентированный законом срок рассмотрения жалобы;
- отсутствие необходимости личного участия при рассмотрении жалобы;
- необязательность предъявления документов в подтверждение доводов жалобы;
- отсутствие судебных издержек;
- оперативное рассмотрение ходатайства о приостановлении обжалуемого решения;
- немедленное вступление решения в силу;
- использовав механизм досудебного обжалования, лицо не лишается права на обжалование в судебном порядке.
В случае подачи жалобы представителем заявителя к жалобе должны быть приложены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, в которых должно быть непосредственно закреплено право представителя на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела (часть 1 ст. 291 Федерального закона).
Жалоба должна быть рассмотрена вышестоящим таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу. Жалоба, поданная без соблюдения требований ч. 1 ст. 288 настоящего Федерального закона, должна быть рассмотрена вышестоящим таможенным органом в течение двух месяцев со дня ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу (часть 1 ст. 295, часть 1 ст. 297 Федерального закона).
Срок рассмотрения жалобы, указанный в части 1 ст. 297 Федерального закона, может быть продлен начальником этого таможенного органа или должностным лицом таможенного органа, им уполномоченным, но не более чем на один месяц, о чем уведомляется заявитель жалобы (части 2, 3 ст. 297 Федерального закона).
Заявителю и его представителю предоставляется возможность заявлять ходатайства об участии в рассмотрении жалобы.
При этом решение по жалобе вступает в силу немедленно и нижестоящий таможенный орган не в праве его оспорить.