Учитель-дефектолог Упоровской школы Анна Левченко стала лауреатом VII Всероссийского этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России – 2024» в Москве. Очные конкурсные испытания и награждение участников прошли в начале октября в институте коррекционной педагогики.
Специалист рассказала нам о том, как она прошла конкурсный отбор и представила не только Упоровский район, но и Тюменскую область перед коллегами со всей страны.
– Для того, чтобы принять участие во всероссийском профессиональном состязании, я прошла районный и областной этапы конкурса.
Вся эта история началась ещё в прошлом году. Тогда мне предложили поучаствовать в муниципальном конкурсе «Педагог года – 2024» в номинации «Учитель-дефектолог». Конечно, я не предполагала, что это зайдёт настолько далеко.
– Расскажите, как это было?
– На районном этапе «Педагога года – 2024» нужно было пройти всего четыре испытания, причём два из них – заочные. Для жюри нужно было заранее подготовить портфолио и создать страничку дефектолога на сайте школы. Подчеркну, что эти этапы повторялись как на областном, так и на всероссийском этапах.
После их рассмотрения в назначенный день в школе проводились очные испытания: мастер-класс перед коллегами и жюри, открытое занятие с детьми в соответствии с заявленной темой. Я выбрала «Формирование знаний об окружающем мире у детей с ограниченными возможностями здоровья». В районе за победу, включая меня, боролись три специалиста.
По итогу мне выпала честь представить наш муниципалитет в номинации «Учитель-дефектолог» на следующем, региональном, этапе конкурса педагогического мастерства, который прошёл с 15 по 22 апреля. Также от нашего района принимали участие ещё шесть талантливых педагогов и руководителей из разных школ в своих номинациях.
– На областном этапе было столько же испытаний?
– Нет, больше в два раза.
Помимо мастер-класса и открытого занятия, дефектологи прошли «кейс-метод». Это такое подобие экзамена в вузе: тебе задают вопрос, на который ты готовишь ответ в течение отведённого времени, потом выходишь на защиту, где жюри могут что-то спросить дополнительно. После этого мы составляли дефектологические заключения и рекомендации для детей с ОВЗ по предоставленным данным. Проводили индивидуальную консультацию родителей. Завершающим испытанием стал «Конструктивный диалог». Он был организован в формате «вопроса-ответа» с родителями на тему клипового мышления у детей.
В региональном этапе конкурса я стала супер-финалистом. Причём вместе со мной в пятёрках лучших были ещё двое из Упоровского района – советник директора школы по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями Наталья Антушева из Буньковской СОШ и директор Емуртлинской школы Елена Глушкова.
– Вам тогда сообщили, что будете участвовать во всероссийском этапе конкурса профессионального мастерства?
– Не совсем. Через какое-то время на связь со мной вышли специалисты Тюменского областного государственного института развития регионального образования. Они сообщили, что по сумме набранных баллов в региональном этапе конкурса я стала лидером, и предложили подать свою кандидатуру к участию в федеральном этапе конкурса. Согласилась. Обновила портфолио, данные на странице дефектолога на сайте Упоровской школы, подготовила видеоролик коррекционного занятия с детьми и стала ждать. В августе мне на электронную почту пришло приглашение к участию очно.
Снова началась подготовка. По всем вопросам меня курировали специалисты и начальник Центра психолого-педагогической и социальной помощи ТОГИРРО Юлия Шаркунова.
– На федеральном этапе заданий было больше?
– Напротив, конкурсантам номинации «Дефектолог года» нужно было пройти всего три очных испытания: мастер-класс, круглый стол «Кейс-метод в специальном (дефектологическом) образовании» и открытое занятие с обучающимися с ОВЗ. Ничего нового, но всё равно было очень волнительно.
После подтверждения своего участия в конкурсе, претенденты на победу заполняют заявки, в которых указываются предмет и тема занятия со школьниками, а также количество детей, на которое оно рассчитано. В прошедших двух этапах я развивала тему «Формирование знаний об окружающем мире у детей с ограниченными возможностями здоровья», немного её изменяя и актуализируя. Тут я решила поступить так же.
Все необходимые материалы заранее подготовила и привезла с собой в Москву, но на распределении тем предстоящего урока накануне вечером мне попалась другая.
Не растерялась. За ночь продумала план занятия, из того, что было под рукой, подготовила всё необходимое для проведения урока о делении слов на слоги по русскому языку.
– Справились?
– Старалась. Преодолев утренние московские пробки, приехала в обозначенную школу, провела урок. Детки в классе чудесные. С ними было легко и комфортно работать: мы быстро наладили контакт, они активно отвечали на вопросы. Конечно, дало знать и напряжение, и суматошная подготовка к уроку всего за несколько часов, но результат был хороший.
– Что вам дало участие в конкурсе «Учитель-дефектолог»?
– Безусловно, участие в конкурсе такого масштаба – это богатый опыт, но сопутствующее напряжение тоже не маленькое.
На протяжении почти девяти месяцев, если считать от начала подготовки к муниципальному этапу до итогов федерального, приходилось параллельно с текущей работой усиленно повторять теорию, составлять новую программу занятий с детьми, осваивать видеомонтаж… Зато теперь я на все сто уверена в своих знаниях, навыках и компетентности.
Фото из архива
Анны ЛЕВЧЕНКО