В последние годы в системе образования России в рамках нацпроекта произошли существенные изменения. Нанотехнологии, искусственный интеллект, логистические системы, АйтиЛаб, НаукоЛаб, кванториум – ещё несколько лет назад о таких терминах и образовательных платформах никто даже не слышал. Сегодня говорим о том, что современные технологии делают простыми и понятными некоторые сложные темы. При этом всё поставлено на формирование эффективной системы всестороннего развития детей.
Реальные возможности для раскрытия способностей ребят даёт детский технопарк «Кванториум» Дворца творчества и спорта «Пионер». В эти дни в нашем районе на базе Юргинской средней школы действует мобильный технопарк – «Кванториум» в миниатюре, который обеспечивает детям из сельских территорий доступ к современным технологиям. Передвижной технопарк работает по графику – в течение нескольких дней в одном муниципальном образовании. Команда опытных наставников – педагогов дополнительного образования – колесит по области и проводит занятия по естественнонаучным и инженерно-техническим дисциплинам. Обучение организовано по шести направлениям: геоквантум, робоквантум, аэроквантум, промышленный дизайн, VR-квантум и IT-квантум. Школьники не просто слушают лекции и теоретические курсы, но и создают проекты, работают над ними под руководством наставников.
Это седьмой приезд передвижного технопарка, а вообще проект рассчитан на три года.
– Реализуем две программы: одна – упрощённая, когда ребята занимаются по году у разных педагогов, а за три года узнают обо всех шести направлениях, другая – более углубленная, когда ребята все три года изучают одно направление, – рассказывает Татьяна Баженова, наставник по промышленному дизайну и промышленной робототехнике.
Вместе с Татьяной Баженовой занятия ведут Андрей Баженов, наставник по VR-квантуму и IT-квантуму, Михаил Долин, наставник по геоквантуму и аэроквантуму. Результаты обучения, как говорится, налицо.
– Помню, когда пятиклассники пришли на ознакомительное занятие, они на компьютере могли выполнять лишь самые простые действия. Сегодня, будучи семиклассниками, с которыми мы занимаемся третий год, они умеют не только вести поиск нужной информации, но и программировать, создавать мультфильмы, свои игры с помощью компьютера, а также игры для VR-очков. Имеют базовые знания по графическому дизайну, умеют пользоваться Google картой, – приводит примеры Татьяна Владимировна.
Команда «Кванториума» каждый раз привозит с собой оборудование – в зависимости от тем, затрагиваемых на занятиях. В распоряжении школьников могут быть многофункциональный комплекс Хайтек, в котором установлены станки, 3D-принтеры, сборочная и паяльная зоны, очки виртуальной реальности, квадрокоптеры, конструкторы...
– В этот приезд, согласно программе обучения, мы с ребятами на занятиях по робототехнике, например, работаем с ресурсным набором Lego Spike. Изучим программируемый Хаб, моторы и датчики, как они работают, как можно их применять, создадим какие-нибудь модели, ребята сами запрограммируют их на определённые действия, – перечисляет Татьяна Владимировна. – Так как у меня направление по робототехнике промышленной, изучим конвейеры и промышленные машины. Речь будет идти о космической станции: зачем она нужна, из каких частей состоит, как действует, как живут космонавты на космической станции. В заключение сделаем 3D-модель в TinkerCad – программе, позволяющей создавать 3D-модели из простейших готовых фигур, таких как цилиндр, сфера, конус, куб.
Слушаю педагога и думаю: вот так, с помощью программного обеспечения, ребята сами создадут свою космическую станцию, освоят основы 3D-моделирования. А ещё увидят, что все окружающие объекты в реальном мире состоят из геометрических фигур. Интересно, правда?
Работа команды «Кванториума» строится так: две недели очных занятий – с каждой группой, затем идут дистанционные занятия – отправляются текстовые материалы, видеоуроки, ребята выполняют домашнюю работу посредством своих гаджетов, после чего перерыв месяца два, а затем вновь по кругу. Таким образом, выездные встречи три раза в год. В конце обучения будут выдаваться сертификаты о получении дополнительного образования от Дворца творчества и спорта «Пионер».